Юридическая справка

Консультации онлайн

Отличие дознания от предварительного следствия

⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 135

Дознание является одной из форм предварительного расследова- ния наряду с предварительным следствием. Дознание регламентирует- ся главами 32–32.1 УПК (ст. 223–226.9). По своей сути оно представляет собой несколько упрощенное следствие. В основном дознание прово- дится по тем же правилам, что и предварительное следствие (ч. 1 ст. 223 УПК). Так, в ходе дознания производятся те же самые следственные действия и в таком же порядке, что и на предварительном следствии. Вместе с тем дознание имеет и существенные отличия от следствия, в том числе и те, которые нельзя отнести к упрощениям производства. Поскольку порядок дознания и предварительного следствия в ос- новном одинаков, ниже будут рассмотрены только специфические черты дознания, его отличия от следствия. Дознание в общей форме характеризуется следующими отличительными чертами.

1. Дознание проводится по определенным категориям дел, по которым предварительное следствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ст. 150 УПК. Это преступления сравнительно небольшой общественной опасности и чаще всего не представляющие большой сложности в рас- следовании. По письменному указанию прокурора в отдельных слу- чаях дознание может проводиться и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, не названных в упомянутом перечне (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

2. Дознание проводится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противо- пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических

средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль). В некоторых случаях, по некоторым категориям уголовных дел или по письменному указанию прокурора дознание может быть поручено следователям соответствующего следственного органа (ч. 4 ст. 150 УПК).

Дознаватели каждого из перечисленных органов осуществляют дознание по определенным категориям дел, с учетом предметной подследственности, которая определена законом (ч. 3 ст. 151 УПК). Однако процессуальный порядок производства дознания по всем делам одинаков и не зависит от ведомственной принадлежности до- знавателя. Основным органом дознания являются органы внутренних дел, к компетенции (подследственности) которых отнесено подавля- ющее большинство уголовных дел.

3. Дознание является альтернативной формой расследования. Оно, как более простая форма, может быть заменено более сложной формой — следствием. Такая замена осуществляется по письменному указанию прокурора (ч. 4. ст. 150). Обратная замена не допускается.

4. Сроки дознания короче сроков следствия. Общий (первона- чальный) срок — 30 суток. При необходимости он может быть продлен еще на 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с про- изводством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с ис- полнением запроса о правовой помощи в порядке международного сотрудничества (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен до 12 месяцев. Этот срок является предельным и продлению не подлежит (в отличие от предварительного следствия, где предельного срока не существует). Видимо, если дознание не может быть завершено в этот срок, оно должно быть заменено следствием. Продление сроков до- знания осуществляется прокурором, в пределах компетенции, уста- новленной законом (ст. 223 УПК).

5. При производстве дознания сохраняются все властные полно- мочия прокурора, которые применительно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст. 37 УПК).

6. При производстве дознания появляются две процессуальные фигуры, отсутствующие на следствии — начальник подразделения дознания и начальник органа дознания. Начальнику подразделении дознания посвящена ст. 40.1 УПК, введенная Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ. Это должностное лицо возглавляет под-

разделение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и осуществляет непосредственное руководство им. Все дознаватели, работающие в этом подразделении, являются его подчиненными. Его процессуальные полномочия очень похожи на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью. Руководитель подразделения дознания:

— поручает производство дознания, а также проверку сообще- ния о преступлении и принятие решения конкретному дознавателю;

— может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю, но с указанием оснований такой передачи;

— вправе проверять материалы уголовного дела и давать до- знавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

— может отменять незаконные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по делу; другие решения дознавателя он отменять не вправе, а может лишь вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановле- ний дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания даются в пись- менном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако он может обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование не приостанавливает их исполнения. Начальник под- разделения дознания может выполнять функции дознавателя — воз- будить уголовное дело и принять его к своему производству и произ- вести дознание в полном объеме. При этом он обладает полномочиями дознавателя.

Начальник органа дознания — это руководитель структурного подразделения органов дознания (например, Управления внутренних дел по г. Москве), в состав которого, наряду с другими службами, входит подразделение дознания. Поэтому начальник подразделения дознания является его подчиненным. В УПК отдельной статьи, по- священной этому субъекту, нет. Тем не менее некоторые его процес- суальные полномочия в законе закреплены. Как отмечалось выше, он разрешает жалобы дознавателя, не согласного с указаниями на- чальника подразделения дознания. Он вправе давать указания до- знавателю, например о проверке сообщения о преступлении. В случае несогласия с ними дознаватель вправе обжаловать их прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК). Решение о производстве дознания группой дознавателей, а также о ее составе тоже принимает начальник органа дознания (ч. 1 ст. 223.1 УПК). И наконец, обвинительный акт перед направлением

его прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК).

7. Отличается процессуальный статус дознавателя и следователя. У дознавателя меньше процессуальной самостоятельности. Он также вправе самостоятельно производить следственные и иные процессу- альные действия и принимать процессуальные решения, за исклю- чением случаев, когда требуется согласие начальника следственного органа или прокурора либо судебное решение. Но все указания на- чальника следственного органа и прокурора для него обязательны. Их обжалование не приостанавливает их исполнение, в то время как обжалование следователем указаний руководителя следственного органа по основным, кардинальным вопросам уголовного дела (о ква- лификации преступления, объеме обвинения и др.) приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 39 УПК).

8. Основное отличие процессуального порядка дознания от след- ствия и основное упрощение, «процессуальная экономия», состоят в том, что на дознании отсутствует такое процессуальное действие, как привлечение лица в качестве обвиняемого. Лицо становится обвиняемым лишь при окончании дознания — с момента вынесения обвинительного акта. Однако из этого правила есть одно исключение. Если в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде за- ключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности этого подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в таком же порядке, как и на предварительном следствии.

Объясняется это тем, что общий срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого — 10 суток. В течение этого срока ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо мера пресечения от- меняется (ч. 1 ст. 100 УПК). Поэтому срок пребывания лица в качестве подозреваемого очень короток: в течение 10 суток он должен либо превратиться в обвиняемого, либо выбывает из уголовного судопро- изводства. То же самое и на дознании — либо дознание должно быть закончено до истечения этого срока составлением обвинительного акта, чтобы подозреваемый стал обвиняемым, либо ему должно быть предъявлено обвинение в обычном порядке. По делам о некоторых особо опасных преступлениях, перечисленных в ч. 2 ст. 100 УПК, срок предъявления обвинения подозреваемому больше — до 30 суток, но по таким делам проводится не дознание, а предварительное следствие.

9. На дознании существует такой специфический акт, отсутству- ющий на предварительном следствии, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК). То есть помимо общих

оснований признания лица подозреваемым, указанных в ч. 1 ст. 46 УПК, на дознании возможен еще один вариант появления такой процессуальной фигуры путем составления и направления ему ука- занного уведомления.

Чем объясняется такое отличие дознания от предварительного следствия? Дело в том, что ранее дознание осуществлялось только по делам, возбужденным в отношении конкретного лица, совершившего преступление в условиях очевидности. И тогда это лицо автоматиче- ски становилось подозреваемым с самого начала дознания — с мо- мента возбуждения против него уголовного дела. Но потом, по мере усложнения дознания, это ограничение было отменено и дознание теперь осуществляется и по всем другим делам, возбужденным по факту совершения преступления. А поскольку на дознании лицо становится обвиняемым лишь в самом конце дознания, а сроки до- знания сейчас довольно большие, то это лицо может длительное время пребывать в неопределенном процессуальном статусе — не быть ни обвиняемым, ни подозреваемым. Это существенно ограничивает его право на защиту, поскольку он ничего не знает о содержании не только обвинения, но даже и подозрения.

Введенная законодательная новелла — появление ст. 223.1 УПК — разрешила эту проблему. Когда собраны достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступлении, такое подо- зрение процессуально оформляется и лицо приобретает определенный процессуальный статус и возможности для защиты. Уведомление о подозрении в совершении преступления составляется в письменном виде. В нем указывается дата и место его составления, кем составле- но, приводятся данные о личности подозреваемого, дается описание преступления, с указанием места и времени его совершения и других обстоятельств, подлежащих доказыванию. Дается также правовая квалификация деяния — пункт, часть, статья УК.

Если лицо подозревается в совершении нескольких преступле- ний, в уведомлении приводятся все указанные данные в отношении каждого деяния. Если подозреваемых несколько, уведомление состав- ляется в отношении каждого из них. Копия уведомления вручается подозреваемому. В течение 3 суток с момента вручения копии подо- зреваемый должен быть допрошен. Он ознакомлен с содержанием подозрения и может дать показания по существу этого подозрения. Копия уведомления о подозрении в совершении преступления на- правляется также прокурору.

10. Различается процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия. Итоговым документом дознания яв-

ляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст. 225 УПК). Его содержание и структура такие же, как и у обвинительного заключения. Единственное отличие, имеющее технический характер, состоит в том, что список лиц, подлежащих вызову в суд, составляется не в виде отдельного документа (приложения), а приводится в самом обвинительном акте. Справка о движении дела, как и на следствии, оформляется как приложение.

Однако при всем сходстве по форме правовое значение обвини- тельного заключения и обвинительного акта принципиально различ- ны. Обвинительный акт — это не только итоговый документ стадии. Он имеет двойственную природу, являясь прежде всего документом, в котором впервые формулируется обвинение (как говорилось, обвине- ние может предъявляться и на дознании, но это сравнительно редкое исключение). Именно с этого момента — с момента вынесения обви- нительного акта — лицо становится обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Одновременно обвинительный акт завершает дознание, как обвини- тельное заключение завершает следствие. Поэтому обвинительный акт, если проводить аналогию со следствием, является симбиозом двух документов — постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения, имеет черты того и другого.

После составления обвинительного акта дознаватель должен знакомить с ним и со всеми материалами уголовного дела обвиняе- мого и его защитника (если он участвует в деле), о чем составляется протокол. Их права при этом такие же, как и при ознакомлении с ма- териалами дела на следствии. По ходатайству потерпевшего или его представителя им тоже могут быть представлены для ознакомления обвинительный акт и материалы дела.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и затем вместе с материалами уголовного дела направляется прокуро- ру. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвини- тельным актом, значительно отличаются от его действий и решений по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221, 226 УПК). Во-первых, короче установленный законом срок принятия про- курором решения — 2 суток (ч. 1 ст. 226 УПК). Но это различие чисто техническое, обусловленное тем, что в форме дознания расследуются, как правило, сравнительно несложные и малообъемные дела.

Что же касается существа, то прокурор может принять те же реше- ния, что и на предварительном следствии — утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд или возвратить уголовное дела для производства дополнительного дознания или пересоставле- ния обвинительного акта. При этом он может установить срок для

производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Но, кроме того, прокурор имеет ряд других полномочий, которых он лишен на предварительном следствии. Он может своим постановлением пре- кратить уголовное дело, если к этому имеются предусмотренные за- коном основания. Может также внести изменения в обвинительный акт, но только в пользу обвиняемого — исключить отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. О внесении этих изменений прокурор также выносит постановление. И наконец, у прокурора есть еще один, специфический вариант решения — он может направить уголовное дело для производства предварительного следствия. Выше говорилось, что прокурор вправе заменить дознание предварительным следствием до начала производ- ства по делу, если в рамках дознания его расследование затруднено или невозможно (например, большое, групповое и многоэпизодное дело). Однако предвидеть эти обстоятельства заранее не всегда возможно. Поэтому прокурор вправе это сделать после поступления к нему уголовного дела с обвинительным актом. Это может быть, например, когда дополнительное дознание невозможно ввиду большого объема

работы, когда истекает предельный срок дознания и т. п.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняе- мому, его защитнику и потерпевшему в таком же порядке, как и копия обвинительного заключения (ст. 222 УПК).

Дознание – это… Формы дознания. Органы предварительного дознания

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве.

Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

В Российской Федерации этим занимаются специальные правоохранительные органы, которые уполномочены на реализацию определенной деятельности законодательством. Тип правонарушения в данном случае играет большую роль. От этого фактора будет зависеть форма разбирательства и вид ведомства, который станет её непосредственно реализовывать.

Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления.

Такие действия преследуются действующим законодательством, и за их совершение предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с санкциями Уголовного кодекса России.

Разбирательство по преступлениям, в свою очередь, осуществляется в виде досудебного расследования, которое имеет две формы: следствие и дознание. Последний тип имеет собственные особенности и специфический правовой регламент.

Расследование. Понятие

Разбирательство по преступлениям характеризуется целым рядом определенных специфических аспектов. Формы данной деятельности являются элементами одного института – расследования преступлений. В науке уголовного процесса она представлена как ряд действий уполномоченных органов, осуществляемых с целью получения каких-либо сведений по совершенным общественно опасным деяниям.

Помимо того, расследование производится для выявления условий и причин преступления, лиц, реализовавших его, а также для применения к ним мер уголовной ответственности.

Деятельность такого рода развивалась много лет подряд на территории современной РФ.

На сегодняшний день расследование преступлений осуществляется представителями соответствующих правоохранительных органов России в таких формах, как предварительное дознание и следствие. Следует отметить, что оба типа имеют общие и различные черты.

Отличие дознания от следствия

Итак, мы выяснили, что дознание – это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении.

Прежде всего, следует учитывать тот факт, что дознание и следствие – это формы расследования преступлений. То есть в обоих случаях мы говорим об установлении фактических данных о совершенном общественно опасном деянии.

Но существуют свои нюансы. Основным разграничивающим фактором является тяжесть совершенных преступлений. Иными словами, дознание проводится по деяниям небольшой и средней тяжести, а следствие – по тяжким и особо тяжким.

По итогу каждой деятельности составляется собственный документ. При дознании мы имеем обвинительный акт, а при следствии – обвинительное заключение.

Таким образом, представленные формы деятельности являются совершенно разными.

Поэтому дознание и предварительное следствие необходимо понимать и разграничивать, так как степень применяемых мер юридической ответственности в обоих случаях будет разная.

Понятие дознания

При анализе любого явления необходимо брать во внимание его значение. Ведь именно в понятии сокрыта основная суть и возможности той или иной деятельности. Таким образом, дознание – это форма расследования преступлений, о чем уже было указано выше, целью которой является осуществление разбирательства по факту совершения преступлений небольшой и средней тяжести.

Стоит отметить, что данная форма расследования известна не только в Российской Федерации. Она активно используется во многих странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Помимо своего чисто практического предназначения, институт дознания играет большую роль для научного изучения расследования в рамках отечественного законодательства.

Характерные особенности института

Осуществление дознания происходит в строгих процессуальных рамках. При этом существует специфика данной формы расследования, которая проявляется в нескольких определенных аспектах, а именно:

  • дознание проводится лишь по делам, в которых есть подозреваемый;
  • по итогу деятельности издается обвинительный акт;
  • проведение дознания происходит на протяжении тридцати суток;
  • продолжение срока проведения дознания допускается, но не более чем на тридцать суток;
  • описанная форма расследования реализуется разными правоохранительными органами, в которых есть отдел дознания.

Представленные особенности полностью раскрывают специфику института и его возможности в рамках расследования уголовных преступлений.

Формы дознания

При всей простоте своего регулирования описанный в статье институт может реализоваться совершенно по-разному. Алгоритм осуществления будет зависеть от формы дознания. На сегодняшний день существует несколько основных форм, если брать во внимание положения действующего уголовно-процессуального законодательства:

  1. Дознание в полной форме.
  2. Сокращенное дознание.
  3. Реализация неотложных следственных действий.

Последняя форма является наиболее простой, если сравнивать её с двумя другими. Её суть заключается в том, что органы дознания после возбуждения уголовного дела реализуют необходимые следственные действия, целью которых является фиксация следов общественно опасного деяния.

Особенностью формы является тот факт, что после осуществления всей необходимой деятельности материалы передаются следователю. То есть такой тип проведения дознания существует для обеспечения расследования целиком, дабы не допустить потери каких-либо важных сведений и т. п.

Сокращенная форма

Достаточно интересным является дознание сокращенного типа. Такого рода процессуальная деятельность вполне возможна, если брать во внимание положения отечественного законодательства.

Сокращенное дознание – это производство, применимое в случае неопровержимой и неоспоримой причастности конкретного лица к преступлению. Такая форма существует для ограничения нерациональной растраты средств и сил органов расследования, которая может возникнуть вследствие разбирательства.

По сути, сокращенное дознание – это возможность сэкономить время. Но для производства такой формы необходимо наличие ряда обязательных моментов.

Специфика производства

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

  • возбуждается уголовное дело по факту преступления;
  • подозреваемый полностью признает совершенное им деяние, вред, нанесенный им, а также не оспаривает правовую квалификацию;
  • обстоятельства, препятствующие осуществлению дознания, отсутствуют.

Большое значение имеет последний пункт. Его элементы представлены в статье 226(2) УПК Российской Федерации.

Представленная норма, то есть статья 226(2) УПК, содержит в себе ряд обстоятельств, наличие которых не позволяет реализовать сокращенную форму дознания. К таковым моментам относятся следующие:

  • подозреваемый – несовершеннолетнее лицо;
  • существуют основания для реализации мер медицинского характера;
  • лицо совершило несколько деяний, по одному из которых проводится предварительное следствие;
  • подозреваемый не владеет языком судопроизводства;
  • против сокращенного дознания возражает потерпевший.

Наличие хотя бы одной из этих особенностей исключает проведение сокращенного порядка дознания.

Процедура сокращенного производства

Существует несколько основных особенностей проведения дознания в сокращённой форме помимо ранее представленных:

  1. Срок дознания в сокращенной форме начинает исчисляться с момента вынесения постановления о реализации такого типа производства. При этом период расследования в данном случае составляет не более пятнадцати суток.
  2. Объем действий ограничивается наиболее неотложными и необходимыми, которые полностью доказывают вину преступника и размер нанесенного им вреда.
  3. В таком производстве в обязательном порядке участвует защитник.
  4. Наказание, назначаемое судом, не должно превышать половины размера или срока наиболее сурового вида, предусмотренного в санкции той или иной статьи.

Следует отметить тот факт, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и возобновлено в обычном порядке. Этот факт является основной гарантией обеспечения свобод и прав человека.

Органы предварительного дознания

Далеко не все органы и их должностные лица могут реализовать описанную в статье форму расследования. Перечень субъектов, которые имеют в своей структуре отдел дознания, представлен в статье 40 УПК Российской Федерации. Согласно её положениям, уполномоченными органами являются:

  • органы внутренних дел, а также иные правоохранительные ведомства, имеющие право реализовывать оперативно-розыскную деятельность;
  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Военная полиция ВС РФ, командиры частей, начальники учреждений военного характера;
  • Государственный пожарный надзор;
  • капитаны судов дальнего плаванья;
  • начальники арктических станций, руководители зимовок;
  • главы консульских и дипломатических представительств.

Таким образом, исключительно представленные выше органы предварительного дознания могут реализовывать описанную форму расследования при определенных условиях.

Профессиональный праздник

Существование дознавателей в различных органах нашего государства обусловило необходимость создания особого праздника. Таковым можно назвать День дознания. Он отмечается ежегодно шестнадцатого октября. Стоит отметить, что в этот день празднует Дознание МВД и все иные органы, в структуре которых предусмотрены соответствующие отделы. Это для них особый праздник.

День дознания во многом доказывает необходимость такой деятельности и её значимую роль в процессе борьбы с преступностью на территории Российской Федерации.

В чем разница между дознанием и следствием?

Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.

Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.

Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.

Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.

В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.

При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.

Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.

Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.

Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.

Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.

Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.

В то же время, компетенция следователей предполагает расследование дел о тяжких и особо тяжких видах преступлений, которые представляют собой намного большую опасность для общественности, а также сложность и трудоемкость в процессе осуществления операций.

Процессуальный режим двух этих видов деятельности также существенно отличается. В делах, где существует необходимость обязательного следствия на предварительной основе, все действия осуществляются уже в течение 10 суток с факта возбуждения дела.

Стоит отметить, что закон не предусматривает продление этого срока, поэтому специалисты должны сделать все возможное за эти 10 дней.

Если говорить о дознании, то в данном случае законом предполагается 30 суток непосредственно с момента возбуждения самого уголовного дела. Кроме того, надзирающий прокурор имеет право продлить этот период еще на 30 суток.

Доступность документации после завершения дознания или следствия также существенно различается.

Так после окончания всех операций, связанных с предварительным следствием, ознакомиться с материалами на полной или частичной основе, кроме документов, описанных во второй части статьи 317.4 уголовно правового кодекса, могут и гражданский истец, и потерпевший, и гражданский ответчик. Для этого, разумеется, потребуется ходатайство.

Что касается дознания, то после окончания исчерпывающего расследования по соответствующему делу, право ознакомиться с документами предоставляются только потерпевшему либо его представителю согласно ходатайства.

Дела, которые предполагают обязательность предварительного следствия, обеспечивают следователю возможность давать поручения органам дознания для реализации всех перечисленных операций.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх