Юридическая справка

Консультации онлайн

Тьютор в школе и детском саду: кто это, кто может быть тьютором?

Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Научить выбирать

Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Этот специалист опирается на внутренний потенциал субъекта и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него ответственность.

Именно тьютор (наставник) запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогая освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития. Разумеется, с учетом мнения родителей или законных представителей ребенка, а также возможностей его ближайшего окружения.

Необходимо ли тьюторство в детском саду?

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Когда вся группа выучила буквы и уже вовсю слагает из них слова, 2-3 ребенка не усвоили материал и застопорились, а один заскучал, потому что давно обогнал своих сверстников за счет природной любознательности.

Тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.

Стоит ли внедрять тьюторство в детском саду? Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального наставника.

Ориентация на личность ребенка

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это не нянечка, контролирующая действия ребенка и решающая за него возникающие проблемы. Это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.

Обозначая задачи тьютора, выделим:

  • сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
  • создание условий для получения образования в конкретной системе;
  • преодоление дефицитов развития;
  • формирование новых компетенций;
  • построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Тьютор – новая профессия в сфере образования. И хотя в официальный список должностей ее внесли с 2008 года, обширное внедрение тьюторов в образовательный процесс началось только в 2014 году. Думаю, это было вызвано принятием закона об инклюзивном образовании – образовании, доступном для всех детей, независимо от их особенностей и потребностей. Тогда и стало очевидно, что в штате нужен кто-то средний между педагогом и психологом. Так и появились должности тьюторов, или наставников.

Кто такой тьютор

Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития. Тьютор участвует в составлении индивидуальной программы обучения и развития ребенка, подростка, юноши. А потом помогает учащемуся двигаться по намеченному пути. Индивидуальные программы обучения и личное сопровождение востребованы во всех образовательных учреждениях, но повышенным спросом тьюторство пользуется в учреждениях, где обучаются дети с особыми потребностями.

Тьютор не только ведет ребенка по намеченному пути, но и помогает ему самостоятельно планировать образовательную деятельность. Цель тьюторства – формирование навыка самообразования и саморазвития. Во взаимодействии с тьютором клиент учится самостоятельному планированию деятельности, построению индивидуального пути, согласно личным интересам, способностям и потребностям.

Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:

  • смена школы;
  • профессиональное ориентирование;
  • поступление в первый класс;
  • окончание школы;
  • поступление в техникум или ВУЗ;
  • трудоустройство;
  • проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
  • переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.

Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.

Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.

Тьютор и родители

Тьюторы работают не только в государственных и частных образовательных учреждениях. Они занимаются индивидуальной деятельностью, но спрос на частные услуги пока низок. Родители все еще настороженно относятся к новой должности. Воспользоваться услугами тьютора мешает инертность и консерватизм, да и не всегда родители понимают всю сложность образовательной среды для ребенка.

А между тем индивидуальный подход и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка – базовые принципы обучения. Все дети нуждаются в индивидуальной программе развития и социализации, а не только особые ученики. И родители начинают это понимать, спрос на тьюторов постоянно растет. Ценность индивидуальной, оптимально подобранной и составленной учебной среды постепенно осознается не только специалистами, но и родителями.

Задачи тьютора

Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.

  • помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
  • помочь человеку проявить себя;
  • научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
  • помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
  • помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
  • рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.

Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.

Принципы тьюторства

Тьютор работает не столько с самим ребенком, сколько с его образовательной средой. Она должна быть:

  • Вариативной в плане решения задач, сдачи экзамена, организации деятельности, но при этом каждый вариант должен быть чем-то близок ученику. Однако выбор остается за ним.
  • Свободной: никаких правил, советов, требований и инструкций. Предыдущее право выбора автоматически предполагает метод «проб и ошибок» – ученик сам решает, какие средства и результаты его устраивают.
  • Обширной: ученик должен видеть как можно больше особенностей мира, вариантов реакций и поведения людей. Он должен знать, что все люди уникальные, а мир очень разнообразен.
  • Открытой. Под этим подразумевается обратная связь с учениками, ориентация на их предложения, интересы, пожелания.
  • Ненавязчиво провокативной. С помощью самоанализа и постоянного выбора ученик должен определить, что ему ближе.

На плечи тьютора ложится вовлечение ребенка в образовательный процесс, стимуляция мотивации и интереса к учебе. Он должен заинтересовать прогульщиков, вернуть на уроки, снова замотивировать ученика выполнять домашние и классные задания. А для этого нужно внимательно изучить психологические особенности ребенка. На основе наблюдений, анализа бесед создать такую среду, которая не только вызовет интерес, но и раскроет ребенка, покажет то, о чем он и сам не знал.

Кто такой тьютор и чем он занимается

Тьютор – это специалист, который сопровождает (фигурально или буквально) ребенка во время его процесса обучения или адаптации к новым условиям.

Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.

Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.

В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

  • люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
  • студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
  • специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Функции и обязанности данной профессии

Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:

  • Проведение совместно с тьюторантом анализа ресурсов образовательной среды для осуществления образовательных целей;
  • Оказание содействия тьюторанту в формировании и осуществление индивидуальной учебной программы.
  • Сопровождать подопечного в реализации индивидуальной образовательной программы;
  • Обеспечение развития индивидуальных образовательных потребностей с учетом его особенностей;
  • Организация анализа и оценки подопечным процесса воплощения индивидуальной программы;
  • Осуществление выбора форм тьюторского сопровождения с пониманием личностных и возрастных особенностей ученика, и профессиональных предпочтений тьютора.
  • Сотрудничество с лицами, заинтересованными в создании условий, необходимых для воплощения индивидуальной образовательной программы;
  • Разработка и адаптация методического инструментария тьюторской деятельности;
  • Организация образовательной среды для реализации индивидуальной программы ученика;
  • Обеспечение эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов образовательной среды;
  • Ведение рабочей документации тьютора.

Тьюторы в образовании

Тьютор для ребенка

Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.

Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.

Тьютор в школе

Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.

Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.

Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.

Итоги

Тьютор наблюдает за деятельностью ученика, направляет и поддерживает. Благодаря работе тьютора образовательный хаос конкретного клиента постепенно превращается в порядок. Ученик понимает, что ему нужно от образования, как и где этого достичь. Он становится самостоятельным и активным участником своей жизни и жизни общества.

К результатам тьюторства также относится умение клиента заботиться о себе. Что это значит: нести ответственность, самоопределяться, проявлять инициативу. И это актуально не только для индивидуальной работы, но и для деятельности в коллективе. Ребенок понимает, что именно он должен сделать для победы команды, в чем его сила и уникальность, как правильнее вложиться в общее дело, чтобы прийти к коллективной цели. Понимание личностью своих слабых и сильных сторон, умение эффективно их использовать для достижения жизненных целей – главный результат тьюторства.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Тьютор в детском саду. Это кто?

«Необходимо создать такую систему обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника… в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются… в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе» .
Л.С. Выготский

Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие – новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Люди не имеющие к этому процессу отношение, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Чаще слышу рассуждения о тьюторе, как о человеке, который заботится, опекает, педагог-наставник. Но спешу добавить (и считаю это главным!): это специалист, занимающийся образовательным процессом. Его обязанность – разработать индивидуальный маршрут обучения, разработать ту траекторию, в которой ребенок был бы успешен, использовать его потенциальные возможности и ресурсы. Я считаю, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с позиции «что он может несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».

Есть такое понятие «ошибка тьюторства». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности.

На самом же деле, тьютор детского сада не только разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка, он реализует программу развития ребенка, проектирует и организует предметно-развивающую среду. Есть такое понятие «сенсорная интеграция». Она подразумевает включение ребенка либо к нормативно развивающимся детям, либо в тот социализированный процесс, который предоставляет данная образовательная организация.

Хочется подробнее остановиться на личностных качествах этих специалистов. Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования. Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута. Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.

Есть и родители, которые «работают» тьюторами у своих детей. Но это не правильно. Да, конечно, они многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И дети, и родители должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения развивая самостоятельность ребенка, специалист «уходит» назад.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх