Юридическая справка

Консультации онлайн

Вопрос 3. Правовые основы и порядок проведения служебных проверок в отношении государственных служащих

Служебная проверка представляет собой один из этапов процедуры привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности.

Закон о государственной гражданской службе предусматривает в числе прав гражданских служащих право на проведение служебной проверки. В соответствии со ст. 58 Закона о государственной гражданской службе применению дисциплинарного взыскания должна предшествовать дисциплинарная проверка.

Нормативно-правовое регулирование процедуры проведения служебной проверки осуществляется ст. 59 Закона. Кроме того, в соответствии с федеральным законом принят ряд ведомственных правовых актов, детализирующих порядок проведения служебных проверок государственных служащих в отдельных ведомствах. В частности, такими актами закрепляется порядок проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального космического агентства, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и других государственных органов.

Служебную проверкуследует определять как административно-правовую процедуру, представляющую собой определённый комплекс мероприятий, уполномоченных на то должностных лиц, по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и анализу материалов по факту совершения дисциплинарных проступков, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего.

Соответственно, в качествецели проведения служебной проверкиследует назвать своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление материалов по факту совершения дисциплинарного проступка, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, анализ которых позволит принять решение относительно подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка, либо же сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, виновности государственного служащего, возможности и необходимость привлечения сотрудника к ответственности, а также других вопросов.

К числузадач служебной проверки следует отнести те вопросы, которые должны быть рассмотрены во время проведения служебной проверки. В частности, согласно Закону во время проведения служебной проверки должны быть выявлены: факт совершения государственным служащим дисциплинарного проступка; наличие вины государственного служащего; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления о проведении служебной проверки.

Создавая правовое регулирование процедуры служебной проверки, законодатель руководствовался правовым принципами дисциплинарного производства в системе государственной службы.

Для проведения служебной проверки необходимо наличие соответствующих оснований. Кфактическимоснованиям служебной проверкиследует отнести, во-первых, факт совершения дисциплинарного проступка, а во-вторых, наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки.

Процессуальным основанием служебной проверкиявляется решение о проведении служебной проверки, принятое представителем нанимателя. Данное решение может быть инициировано им самостоятельно (в случае выявления факта совершения дисциплинарного проступка), либо же оно может быть принято на основании заявления гражданского служащего.

Законом не конкретизируются сроки принятия такого решения. Подзаконные акты склоняются к тому, что решение о проведении служебной проверки должно приниматься либо в день, когда представителю нанимателя стало известно о совершении гражданским служащим проступка, либо когда представителем нанимателя получено письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В решении представителя нанимателя должны быть указаны: сведения о наличии оснований для ее проведения и сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

На основании данного решения подразделением государственного органа по вопросам государственной службы разрабатывается проект приказа государственного органа о проведении служебной проверки.

При наличии оснований в приказ о проведении служебной проверки включается пункт о временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Для проведения служебной проверки формируется соответствующая комиссия, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В комиссию, как уже упоминалось, не может входить гражданский служащий, который заинтересован в результатах ее работы.

К числу участников служебной проверки следует также отнести и самого государственного служащего, в отношении которого проводится служебная проверка. Ему предоставляются гарантии, способствующие полному и объективному исследованию всех обстоятельств дела. Государственный служащий может активно участвовать в работе комиссии, предъявляя документы, заявляя ходатайства, давая устные и письменные объяснения. Он имеет право обжаловать решения и действия гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку. По окончании служебной проверки гражданскому служащему предоставляется право ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Продолжительность служебной проверки не должна превышать одного месяца. Это максимальный срок служебной проверки. Закон не предусматривает возможность продления этого срока.

Служебная проверка завершается составлением заключения, которое подписывается участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего.

В целях совершенствования административной процедуры проведения служебных проверок в системе государственной службы представляется необходимым издание нормативно-правового акта Президента РФ, закрепляющим Положение о проведении служебных проверок, в котором будет более подробно регулироваться данная процедура. В частности, видится необходимость детализировать состав комиссии проводящей служебную проверку, права и обязанности председателя и других членов комиссии, раскрыть структуру заключения о проведении служебных проверок, более четко обозначить стадии проведения служебной проверки и другие вопросы.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах и расходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх