Юридическая справка

Консультации онлайн

Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам Текст научной статьи по специальности «Право»

Консультант Татьяна Олеговна Шумилина,

заведующая кафедрой профессионального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на сокращённую продолжительность рабочего времени, дополнительное профессиональное образование, ежегодный удлинённый оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года, досрочное назначение трудовой пенсии, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и др.

^ Педагогические работники име-• ют право на сокращённую продолжительность рабочего времени. Какими нормативно-правовыми документами регулируется режим работы и нормы продолжительности рабочего времени педагогов образовательных учреждений?

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и режим работы педагогических работников образовательных учреждений регулируются: разделом IV (главы 15, 16), разделом V (главы 17, 18, 19) и разделом XII (главы 48, 52) Трудового кодекса РФ (в редакции от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ с изменениями и дополнениями). В статье 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норматив

«не более 36 часов в неделю» не является общеустановленной и обязательной продолжительностью рабочего времени, а всего лишь её предельной нормой, которая может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы.

В зависимости от должности и (или) специальности и с учётом особенностей труда постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учётом изменений, внесённых постановлениями Правительства РФ от 01 февраля 2005 г. № 49, от 09 июня 2007 г. № 363)

педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» продолжительность рабочего времени педагогов включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием.

Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, связана с должностными обязанностями педагогов, предусмотренными уставом, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педработников.

^ На основании каких документов • увеличена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам?

В статье 334 Трудового кодекса РФ определено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2003 № 726, от 11.05.2007 № 283, от 18.08.2008 № 617, от 16.07.2009 № 576, от 21.05.2012 № 502) продолжительность отпуска составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от места работы и наименования должностей педагогических работников.

^ Может ли педагогическим ра-• ботникам быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск и какие категории работников ОУ могут претендовать на эту льготу?

Трудовым кодексом РФ не установлено ограничений на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день работникам, которым действующим законодательством предусмотрены ежегодные основные удлинённые оплачиваемые отпуска, если они вынуждены иногда выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со статьёй 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется ежегодный дополнительный

оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трёх календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Следует учитывать, что согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета» оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днём, производится в пределах фонда оплаты труда.

Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках» (изданы на основании Постановления СНК СССР от 02 февраля 1930 г. протокол № 5/331, п. 28; в ред. Постановлений НКТ СССР от 13.08.1930 № 267, от 14.12.1930 № 365,

от 19.01.1931 № 21, от 31.01.1931 № 32, Постановления ВЦСПС от 02.02.1936 № 164, Постановления Совмина СССР от 06.12.1956 № 1586,

Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.12.1962 № 377/30, Приказов Минздравсоцразвития РФ

от 03.03.2005 № 190, от 20.04.2010 № 253) определено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть более 14 дней. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска фиксируется в локальном нормативном акте ОУ и не зависит от количества часов, фактически отработанных сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах ОУ должен быть закреплён перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём. К таким работникам могут быть отнесены: руководители ОУ, их заместители, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений, проректоры, заместители деканов факультетов, директора (заведующие) филиалов, заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, руководители (заведующие) производственной практикой, учёные секретари, заведующие учебными (учебно-методическими) кабинетами образовательных учреждений дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов. При включении работников ОУ в этот перечень работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не оплачивается, а лишь компенсируется дополнительным временем отдыха. Условие об установлении ненормированного рабочего дня должно быть включено в трудовой договор с работником. Если к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени привлекаются сотрудники, отсутствующие в этом перечне, их труд оплачивается как сверхурочный в соответствии со статьёй 152 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 120 Трудового кодекса РФ общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется путём суммирования дополнительного оплачиваемого отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Педагогические работники

имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Какие условия его использования закреплены в законодательстве РФ?

В соответствии со статьёй 335 Трудового кодекса РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказом Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» гарантировано сохранение места работы (должность). Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, этот отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

Очерёдность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счёт внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением (Приказ Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570),

определяются Уставом образовательного учреждения.

^ Каков порядок назначения льгот-• ной пенсии для педагогических работников? Все ли работники системы образования имеют право на эту льготу?

Основания для предоставления досрочных трудовых пенсий и момент приобретения права на их получение определяются законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 этого закона трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в ред. от 26.05.2009 № 449) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Порядок обращения педагогических работников за назначением льготной пенсии определён Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фонда России от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в ред. от 28.04.2010 № 303н/110п) «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых

пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Какими нормативными документами предусмотрена возможность получения педагогическими работниками ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания? Обязан ли педагог отчитываться за потраченные денежные средства?

Порядок выплаты компенсации разъяснён в Письме Минобразования РФ от 25 ноября 1998 г. № 20-58-4046/20-4

«О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений». В нём указывается, что денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Каких-либо ограничений не установлено, то есть не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Следовательно, денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением.

Также денежная компенсация выплачивается работающим по совместительству при условии, если по основному месту работы они не имеют права на её получение, т.е. компенсация

выплачивается только по одному месту работы. Сотрудникам, работающим на условиях совместительства, компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается в полном объёме, так как ограничений по её выплате не установлено. А вот работникам, выполняющим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты без занятия штатной должности, компенсация не выплачивается. Также действующим законодательством не предусмотрена дифференциация размера компенсации в зависимости от нагрузки педагогического работника.

Компенсация на книгоиздательскую продукцию за время нахождения работника в очередном, декретном отпусках выплачивается полностью, так как за работником сохраняется штатная должность. Она должна выплачиваться работнику и во время получения пособия по временной нетрудоспособности, а также если он нахождится в длительном отпуске сроком до года.

Размер ежемесячной денежной компенсации установлен только для федеральных государственных образовательных учреждений. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящимся в ведении субъектов РФ, выплата денежной компенсации и установление её размера производится по решению органа государственной власти субъекта РФ, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа

местного самоуправления. Практически при определении размера компенсации органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления устанавливают компенсации, не превышающие утверждённых на федеральном уровне.

Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

В письмах Министерства финансов РФ от 17 января 2008 г. № 03-04-06-01/5 «По вопросу налогообложения денежной компенсации педагогическим работникам» и от 23 января 2008 г. № 03-04-08-01/4 «По вопросу налогообложения ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую литературу» дано разъяснение о правомерности требований документального подтверждения расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий и установлено, что выплата компенсации производится без предъявления педагогическими работниками подтверждающих документов.

Какие предусмотрены льготы по жилищно-коммунальным услугам для педагогических работников?

В пунктах 5 и 8 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по жилищно-коммунальным услугам.

К этим льготам относится право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (федералоьного ОУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций — законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твёрдым топливом и транспортными услугами по его доставке. Если педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально, иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (письмо Министерства финансов РФ от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227). НО

Законодательство об академических правах педагогических работников

Как уже отмечалось в предыдущем материале «Правовой статус педагогических работников образовательных учреждений в РФ», академическая свобода является важным условием эффективного развития системы образования.

Академические права и обязанности педагогических работников в РФ урегулированы частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Академические права и свободы педагогических работников не могут быть безграничными:

  • они должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, а также требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников;

  • такие нормы могут быть закреплены в локальных нормативных актах образовательных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

  • право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  • право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

  • право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

  • право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

  • право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Кратко рассмотрим особенности каждого из этих академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.

Право 1: Свобода педагогического работника в преподавании, свободном выражении своего мнения, свобода педагогического работника от вмешательства в его профессиональную деятельность

В данном случае речь идет о возможности педагогического работника:

  • самостоятельно, без вмешательства со стороны администрации образовательного учреждения осуществлять планирование занятий с обучающимися и проводить занятия таким образом, каким педагогический работник считает наилучшим с учетом особенностей контингента обучающихся, уровня их подготовленности и способностей;

  • вместе с тем, педагогический работник ограничен образовательной программой, и в выражении своего мнения – законодательством РФ;

  • в целях обеспечения свободы от вмешательства в профессиональную деятельность в образовательных учреждениях может запрещаться присутствие на уроках или других занятиях педагога без разрешения администрации образовательной организации, входить в группу во время проведения занятий.

Согласно Рекомендации ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки культуры) от 5 октября 1966 г. «О положении учителей», направленной в адрес правительств государств-участников ООН, контроль за работой педагогических работников следует организовать таким образом, чтобы при этом не ограничивать их академические свободы и инициативу.

Право 2: Свобода педагогического работника в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания

Право педагогического работника на выбор форм, средств, методов педагогической работы тесным образом связано с первым правом:

  • и обеспечивает реализацию возможностей педагогических работников максимально эффективно организовать образовательный процесс с учетом поставленных задач и достижения результатов обучения и воспитания.

Это право корреспондирует с Рекомендацией ЮНЕСКО, где подчеркивается, что поскольку педагогические работники обладают компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то именно они должны играть главную роль:

  • при выборе и приспособлении учебных материалов,

  • отборе учебников и методов преподавания в рамках утвержденных программ.

Педагогические работники должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными, в том числе и для оценки успеваемости обучающихся.

Право 3: Право педагогического работника на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Данное право педагогического работника ограничивается:

  • пределами реализуемой образовательной программы.

Вместе с тем, оно может быть в более полном объеме реализовано на этапе разработки данной программы:

  • в частности, педагогический работник может принять в подготовке проекта непосредственное участие;

  • кроме того, возможна разработка и публикация педагогическим работником учебных, учебно-методических материалов.

При реализации данного права педагогического работника должны учитываться положения статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Право 4: Право педагогического работника на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

Данное право педагогического работника ограничивается реализуемой образовательной программой:

  • в случае, если образовательное учреждение реализует программы общего образования, существуют жесткие ограничения, установленные частью 4 статьи 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ;

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают:

    • учебники только из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию,

    • а учебные пособия — исключительно выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию.

Таким образом, право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий опосредовано: педагогический работник может выбирать только из списка, утвержденного образовательным учреждением.

Право 5: Право педагогического работника на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ

Поскольку ограничения и оговорки в отношении академических прав (свобод) педагогического работника в первую очередь связаны с реализуемой образовательной программой:

  • данное право является ключевым правом педагогических работников;

  • оно реализуется в порядке, принятом в конкретных образовательных учреждениях организациях, как правило, путем участия в работе коллегиальных органов управления, в полномочия которых входит обсуждение, выработка рекомендаций по любым составляющим частям образовательной программы, или утверждение соответствующих документов.

Право 6: Право педагогического работника на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций

Современное образование основано на научных достижениях и немыслимо без осуществления научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, экспериментальной деятельности, внедрения и использования педагогическим работником результатов такой деятельности в учебном и воспитательном процессе.

Право 7: Право педагогического работника на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами,

  • а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения, к информационно телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данное право обеспечивает доступность информации, необходимой педагогическим работникам для профессиональной деятельности и развития и служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогами образовательной деятельности. Однако его реализация зависит от порядка, принятого на локальном уровне в образовательном учреждении.

Право 8: Право педагогического работника на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения,

в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами.

Данное право педагогических работников прописано в Законе об образовании, однако реализуется оно при условии закрепления порядка его реализации нормативным правовым актом либо локальным нормативным актом.

Оно также служит целям обеспечения благоприятных условий осуществления педагогическими работниками образовательной деятельности.

Право 9: Право педагогического работника на участие в управлении образовательным учреждением,

в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этого учреждения.

Указанное право педагогического работника существенным образом зависит в своем содержании от устава образовательного учреждения, который и должен определять порядок формирования и компетенцию коллегиальных органов управления

Право 10: Право педагогического работника на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательного учреждения,

в том числе через органы управления и общественные организации.

Порядок реализации данного права зависит от сложившихся практик в образовательном учреждении.

Право 11: Право педагогических работников на объединение в общественные профессиональные организации

в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Реализация данного права урегулирована гражданским законодательством.

Право 12: Право педагогического работника на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Указанное право обеспечивает возможность досудебной защиты прав педагогического работника.

Право 13: Право педагогического работника на защиту профессиональной чести и достоинства,

на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанное право направлено на защиту прав и интересов педагогического работника.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Правовой статус педагогических работников

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.

Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей.

До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

  • Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Инструктор-методист.
  • Педагог-психолог.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
  • Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

  • Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Академические права и свободы педагога

  • Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
  • Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
  • Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
  • Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
  • Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
  • Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
  • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
  • Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
  • Право на участие в управлении образовательной организацией.
  • Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
  • Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
  • Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
  • Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Академические свободы

Важной составляющей правового статуса педагогических работников являются их академические права и свободы.

Понятие академических свобод достаточно широко распространено в современных европейских государствах и США. Академическая свобода понимается в первую очередь как право профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательских работников и студентов свободно проводить научные исследования, а также свободно распоряжаться информацией, полученной в процессе таких исследований.

Существует Международное неправительственное объединение «Академия за академические свободы». Оно сформулировало два основных принципа академических свобод:

  • • как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает кого-либо та или иная точка зрения;
  • • учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения1.

Академические свободы вытекают из специфики научной и преподавательской деятельности. Они необходимы для обеспечения надлежащей защиты педагогических и научных работников от избыточного давления со стороны государственных структур.

Академические свободы направлены на то, чтобы преподаватель имел возможность самостоятельно выбирать программы и методики обучения, свободно выражать свое мнение, свободно участвовать в научных исследованиях и т.д.

Помимо этого академические свободы предусматривают право педагогов на бесплатное пользование информационными ресурсами и право на участие в управлении образовательными организациями.

При этом пользование академическими свободами не должно нарушать прав и законных интересов других лиц, норм действующего российского законодательства, а также требований профессиональной этики педагогических работников.

Academics for academic freedom : http://www.afaf.org. uk/ (Дата обращения: 23.12.2016)

В Российской Федерации педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • 1. Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность.
  • 2. Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
  • 3. Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  • 4. Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
  • 5. Право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
  • 6. Право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
  • 7. Право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 8. Право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.
  • 9. Право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации.
  • 10. Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации.
  • 11. Право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  • 12. Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
  • 13. Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

1. Педагогические работники обязаны:

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
  • проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх