Юридическая справка

Консультации онлайн

А что значит «деятельность несовместимая со статусом депутата Законодательного Собрания Краснодарского края»???

Оглавление

Введение

На современном этапе реализации задач по совершенствованию системы государственного управления на первый план выступает научно-обоснованная концепция формирования правового государства. Уникальным институтом государственной структуры современного общества является Парламент. Полномочия парламента в демократическом обществе крайне важны и разнообразны: парламент является представительным органом народа, исполняет законодательную функцию, осуществляет внешнеполитическую деятельность. Во всех Конституциях мира закреплению статуса парламента отводится значительное место. Системный подход позволяет рассматривать парламент России как целостную систему, главным компонентом которой выступает личность депутата с его объективными и субъективными связями.
Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, статус которых обусловлен действующим законодательством. В условиях демократического политического режима применительно к России, которая по форме государственного устройства является федеративным государством, все более актуальной становится проблема законодательного регулирования на уровне правовых норм Федерации и ее субъектов основ гарантий осуществления депутатской деятельности, взаимоотношений депутата с избирателями и других аспектов депутатского статуса.
Решение проблем в сфере статуса депутата влияет на такие немаловажные составляющие жизни общества, как осуществление власти населением через своих представителей, действенность и продуктивность работы законодательного органа власти Российской Федерации, а, следовательно, действенность механизмов соблюдения общественных интересов, эффективность государства, построения институтов власти в условиях демократического государства.

Статус зарегистрированного кандидат приобретает с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации данного кандидата.

1. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата

Важнейшими субъектами избирательного процесса имиджу с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают претенденты, зарегистрированные претенденты и их адепты1.
Зарегистрированный кандидат – лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов2.

Статьей 35 Федерального закона установлены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов: их право на дополнительный отпуск на время участия в избирательной кампании, оплачиваемый за счет средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, гарантии от увольнения, особый порядок привлечения к уголовной ответственности.
Статус зарегистрированного кандидат приобретает с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации данного кандидата.
Регистрация кандидатов, списка кандидатов в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может производиться на основе представляемых в необходимом количестве подписей избирателей, поддерживающих инициативу выдвижения, либо на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога. См. Регистрация кандидата, списка кандидатов.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подробно регламентирует статус зарегистрированного кандидата, предусматривая его права и гарантии их реализации, обязанности и ограничения, возлагаемые законом в связи с пребыванием в статусе зарегистрированного кандидата. Для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе или работающих в средствах массовой информации, освобождение от работы на время выборов обязательно. Для других кандидатов это условие не имеет директивного значения. Однако участие в избирательной кампании — дело хлопотное и трудоемкое, и заниматься им в свободное от работы время могут далеко не все. С учетом этого закон предоставляет право каждому кандидату после прохождения регистрации и получения временного удостоверения обратиться к администрации своего предприятия, учреждения, организации с просьбой освободить его от работы, службы, военных сборов и т. д. на определенный срок. Необходимость такого освобождения от работы и его срок определяет сам кандидат3.
Правовой статус зарегистрированного кандидата — это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:
1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;
3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать4:
— привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
— использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
— использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

— бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами — зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет принцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии с ст. 39, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения5.
Общий запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения при проведении своей избирательной кампании распространяется на кандидатов на всех этапах избирательной кампании. Указанные ограничения касаются кандидатов, которые непосредственно осуществляют властные функции либо обеспечивают их реализацию либо связаны с выпуском средств массовой информации, это6:
— лица, замещающие государственные должности, т.е. должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;
— лица, замещающие выборные муниципальные должности, – это депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления;
— лица, находящиеся на государственной службе;
— лица, находящиеся на муниципальной службе;
— лица, являющиеся членами органов управления организаций любых форм собственности;
— должностные лица, журналисты и другие творческие работники, осуществляющие выпуск средств массовой информации;
Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

2. Права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов

Факт регистрации лица в качестве кандидата имеет важное юридическое значение, поскольку именно с момента регистрации данное лицо приобретает статус кандидата, т.е. получает возможность пользоваться всеми правами, предоставляемыми законодательством на ведение избирательной кампании, соответствующими льготами, равно как на него возлагаются и определенные обязанности7.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Для обеспечения равенства кандидатов законодательство содержит запрет на использование зарегистрированными кандидатами преимуществ своего служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с п.5 ст.28 Закона об основных гарантиях избирательных права понимается:
— привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
— использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
— использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления ранее указанной избирательной деятельности;
— бесплатное или на льготных условиях использование в этих же целях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
— проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
В целях обеспечения равенства прав и возможностей кандидатов на ведение избирательной борьбы зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, в подтверждение чего в срок не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения).
Нарушение кандидатом запрета на использование преимуществ служебного или должностного положения является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата8.
Зарегистрированный кандидат имеет право вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями на собраниях, митингах, а также в печати, по радио, телевидению; получать от государственных органов, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимые справочные и информационные материалы; и т.п.
Законодательство предусматривает ряд гарантий трудовых прав кандидатов, в частности:
— администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает или служит кандидат, обязаны (со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов) по его личному заявлению (рапорту) кандидата освободить его от работы (службы) в любой день и на любое время в течение этого срока (денежную компенсацию кандидату за эти дни выплачивает избирательная комиссия за счет средств, выделенных на проведение выборов);
— во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу (должность), в том числе в другую местность;
— время участия зарегистрированного кандидата засчитывается в общий трудовой стаж по специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат также не может быть направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации его кандидатом и до дня официального опубликования общих итогов выборов.
Зарегистрированный кандидат имеет право на территории избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов); если в городе имеется несколько избирательных округов, то это право распространяется на пользование городским транспортом на территории всего города9.
Если кандидат, избираемый в Государственную Думу РФ по одномандатному округу, имеет постоянное место жительства за пределами избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право на три бесплатные (за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии) поездки железнодорожным, водным, автомобильным транспортом или на одну бесплатную поездку в избирательный округ и обратно10.
Кандидат в депутаты Государственной Думы РФ, избираемый по федеральному списку, имеет право на одну бесплатную поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов); а в случае включения кандидата в региональную часть федерального списка — право бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов) в пределах территории соответствующего субъекта федерации ( оплата поездок обеспечивается Центральной избирательной комиссией РФ).
На зарегистрированных кандидатов распространяется действие принципа неприкосновенности — они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора (Генерального прокурора РФ или нижестоящего прокурора соответственно уровню выборов). К кандидатам могут применяться меры административного характера, не требующие судебного разбирательства, такие как личный досмотр, досмотр вещей, штраф за нарушение правил дорожного движения и т.п. О даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к ответственности прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата11.
Статус зарегистрированного кандидата утрачивается с момента официального объявления избирательной комиссией в средствах массовой информации результатов выборов. В случаях, предусмотренных законодательством (в частности, если ни один из кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов избирателей), избирательная комиссия назначает повторное голосование, т.е. второй тур выборов. По общему правилу, во втором туре участвуют только двое кандидатов, набравших в первом туре наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов избирателей. Кандидаты, не попавшие во второй тур (т.е. кандидаты, по кандидатура которых не проводится повторное голосование), утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. Кандидаты, по кандидатурам которых проводится повторное голосование, сохраняют свой статус до дня официального объявления окончательных результатов выборов.

3. Сложение полномочий, несовместимых со статусом депутата

Отношения, связанные с получением мандата, регулируются пунктами 6 и 7 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующими статьями конкретного закона о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Региональная избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей12.
Закон, как правило, не устанавливает способа, которым должно быть сделано такое извещение. Выбор такого способа оставляется на усмотрение избирательной комиссии, однако избранный комиссией способ должен обеспечивать должную оперативность поступления информации к зарегистрированному кандидату. Одним из способов такого извещения может быть официальное опубликование в соответствующих средствах массовой информации, поскольку подобное опубликование является не чем иным, как доведением результатов выборов до всеобщего сведения, включая избранного кандидата.
Срок, в который кандидат, признанный избранным, должен соответствующим образом известить комиссию, должен исчисляться с момента оповещения кандидата о признании его избранным. С этим сроком в конкретном законе о выборах должен быть сопоставлен срок выдачи избранному кандидату удостоверения об избрании.
Закон различает два вида документов, представление которых считается выполнением установленной обязанности:
— копия приказа (распоряжения) об освобождении кандидата от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Этот документ подтверждает уже свершившийся факт освобождения от таких обязанностей;
— копия документа, удостоверяющего подачу в установленный законом субъекта РФ срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Данная копия представляется, когда для освобождения от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, требуется специальная либо долгосрочная процедура, которая не может быть завершена в установленный законом срок.
Копии названных документов не требуют какой-либо специальной формы удостоверения13.
Следует учитывать, что депутат может осуществлять свою деятельность на непостоянной основе, для которой круг ограничений ввиду несовместимости статусов уже, чем для депутата, действующего на постоянной основе. Принятие же решения о замещении должности на постоянной либо непостоянной основе может происходить только после получения избранным кандидатом удостоверения об избрании. Таким образом, не может рассматриваться как нарушение неподача кандидатом, признанным избранным, заявления о сложении полномочий, несовместимых со статусом депутата, работающего на постоянной основе, но совместимых со статусом депутата, работающего на непостоянной основе. В случае последующего замещения должности на постоянной основе вопрос должен решаться в соответствии с законодательством о статусе депутатов.

Ограничения, связанные со статусом депутата, предусмотрены пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, в частности, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Во-первых, предусматривается запрет депутатам, работающим на постоянной основе, заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Этот запрет распространяется исключительно на лиц, работающих на постоянной основе и, соответственно, получающих материальное вознаграждение за осуществление полномочий депутата. На депутатов, работающих на непостоянной (неосвобожденной) основе, указанный запрет не распространяется.
При этом возможность депутатов, работающих на непостоянной основе, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью не противоречит принципу независимости депутатов.
Во-вторых, в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации (например, федерального министра), иные государственные должности субъекта Российской Федерации (например, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ), должности федеральной государственной службы (не только гражданской, но и военной и правоохранительной), должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом14.
В-третьих, вопрос о возможности совмещения статуса депутата с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений специальных законов, регулирующих осуществление полномочий (прохождение службы) соответствующими должностными лицами. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть депутатом. Лица, проходящие службу в полиции, избранные депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, должны приостановить свою службу, либо сложить полномочия депутата15.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случаях избрания на государственную должность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель муниципального унитарного предприятия не вправе занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующей нормой закона субъекта РФ, если зарегистрированный кандидат, избранный в результате распределения депутатских мандатов по общерегиональному списку кандидатов, не выполнит требования о сложении полномочий, несовместимых со статусом депутата, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается избирательной комиссией зарегистрированному кандидату из того же партийного списка кандидатов16.
Кроме того, законом субъекта РФ может быть установлено, что если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, занимал в партийном списке кандидатов одно из первых трех мест, этот список кандидатов лишается депутатского мандата. В этом случае освободившийся депутатский мандат передается другому списку кандидатов.

    Юридическая ответственность зарегистрированных

    кандидатов в депутаты

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю определенных правовых мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правовые ограничения личного или имущественного характера.
Юридическая ответственность кандидатов за нарушения законодательства о выборах17:
1) наступает за совершение определенного правонарушения (конституционного или административного правонарушения, преступления);
и т.д……………..

В таких случаях надо пользоваться консультантом+ или гарантом, вот там в законе «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст40 четко сказано, что если вы работаете на постоянной основе, тогда не можете заниматься: 1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Извините за объем, если не права, поправьте.

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления включает в себя права и обязанности депутата, а также гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Правовой статус депутатов регулируется Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее подробно статус депутата регулируется региональным законодательством. Во многих субъектах приняты специальные законы, посвященные регулированию данного вопроса (например, Закон Псковской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Нижегородской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Чукотского автономного округа «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Чукотском автономном округе» и т.д.).

Согласно ст.40 Закона 2003 г. депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования. Этот срок не может быть менее 2-х и более 5-ти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Установленный срок полномочий депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Как уже было сказано, депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Согласно Закону 2003 г., на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа.

Осуществление полномочий на постоянной основе предполагает, что эта работа является единственным видом трудовой деятельности депутатов, за которую они получают денежное вознаграждение.

В отношении таких депутатов, т.е. осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, законодательством установлены определенные ограничения, в частности:

— они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. В то же время, они не могут занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях науки, культуры и т.п.

Ограничение числа депутатов, работающих на постоянной основе, связано с финансовыми возможностями местного самоуправления. Кроме того, работа депутатов в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Депутат, работающий на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности. Как правило, такому депутату может предоставляться до 3-х дней в месяц. Освобождение от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации, с которыми депутат состоит в трудовых отношениях, на основании официального уведомления представительного органа.

Отпуск депутата для участия в работе представительного органа, а также для работы в избирательном округе оплачивается из средств местного бюджета в размере среднего заработка, начисляемого по месту основной работы.

Как правило, законодательство субъектов Федерации к формам депутатской деятельности относит следующие:

1) участие в заседаниях представительного органа

2) участие в работе комиссий, создаваемых представительным органом

Депутат обязан лично участвовать в работе заседаний представительного органа и комиссии, в состав которой он избран. Отсутствие депутата на заседании без уважительной причины не допускается.

3) участие в работе депутатских объединений

4) участие в выполнении поручений представительного органа (комиссии)

Депутат обязан выполнять поручения представительного органа (комиссии), которые даны в пределах их компетенции. По поручению представительного органа (комиссии) депутат участвует в проверках исполнения правовых актов, принятых представительным органом. О результатах выполнения поручений депутат информирует представительный орган (комиссию), вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение правовых актов представительно органа.

5) подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа

6) обращение с депутатским запросом

Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям муниципальных предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа.

Как правило, депутатское обращение называется депутатским запросом в том случае, если это обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции России, федерального или регионального законодательства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления или вопросов, имеющих общественное значение. Вносится депутатский запрос на заседании представительного органа.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в течение определенного срока (как правило, в течение 10 — 15 дней).

В остальных ситуациях, обращение депутатов именуется либо депутатским обращением, либо депутатским вопросом.

7) работа с избирателями

— депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им

— депутат рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному их разрешению.

— проводит личный прием избирателей, как правило, не реже 1 раза в месяц, изучает общественное мнение

Как правило, в законодательстве субъектов или в уставах муниципальных образований предусмотрено, что депутат обязан отчитываться перед избирателями своего округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы в установленные сроки (не реже одного раза в год). Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Для осуществления своей деятельности, депутат наделяется правами и обязанностями.

Права депутата можно подразделить на 2 группы:

1) права, реализуемые на заседаниях представительного органа:

— депутат имеет право избирать и быть избранным в комиссии представительного органа

— предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом

— вносить предложения и замечания по повестке дня, по существу рассматриваемых вопросов

— вносить предложения о проведении депутатских расследований

— ставить вопрос о разработке и принятии новых решений

— вносить на заседание проекты решений и т.п.

2) иные права:

— право на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования.

— право на получение и распространение информации

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными документами, официально распространяемыми государственными органами и общественными объединениями.

Депутат имеет право обращаться в учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности за информацией по вопросам осуществления своих полномочий, соответствующие документы или сведения подлежат предоставлению безотлагательно.

Кроме того, депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в СМИ.

Обязанности депутатов:

К основным обязанностям относится, естественно, участие в заседаниях представительного органа и комиссий, а также выполнение поручений представительного органа и комиссий.

Кроме того, депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа (об этом уже говорилось).

Наконец, депутат обязан соблюдать правила трудового внутреннего распорядка и положения законодательства о труде.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью:

Выше уже было сказано, что депутаты, работающие на постоянной основе, не имеют право заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, творческой и педагогической.

Кроме того, Закон 2003 г., а также законы субъектов Федерации устанавливают, что депутат представительного органа местного самоуправления не может быть одновременно:

депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного органа субъекта Федерации, или депутатом представительного органа другого муниципального образования, состоять на государственной или муниципальной службе, если иное не предусмотрено законодательством.

Основные гарантии депутатской деятельности:

Гарантии депутатской деятельности – условия и средства, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности. Для беспрепятственного осуществления своих полномочий, депутаты наделяются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий.

1) неприкосновенность – одна из важнейших правовых гарантий деятельности депутатов, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Естественно, объем неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления значительно уже объема неприкосновенности депутата Государственной Думы. Тем не менее, определенные гарантии в этом плане установлены и в отношении депутатов местных органов.

Так, федеральными законами установлены гарантии прав депутатов:

а) при привлечении их к уголовной или административной ответственности

б) при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий

Например, гл.52 УПК РФ устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления. В частности, решение о возбуждение уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта Федерации.

в) при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого или служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов.

В законах субъектов Федерации положения, касающиеся неприкосновенности депутата, в основном, сформулированы однотипно. Выглядит это приблизительно так: «депутат на территории соответствующего муниципального образования не может быть задержан (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к административной или уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации». Эта формулировка дублирует положения Закона 1995 г.

Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий.

2) социальные, материально-финансовые гарантии

— депутату, работающему на постоянной основе, выплачивается денежное вознаграждение, а также производятся иные, предусмотренные законодательством выплаты из средств местного бюджета.

Например, согласно Закону Санкт-Петербурга «О реестрах муниципальных должностей в Санкт-Петербурге», размер должностного оклада председателя муниципального совета составляет – 22 расчетные единицы (1 р.е. – 600 руб.)

— депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30-ти календарных дней

— депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи.

— по решению представительного органа депутат, работающий на постоянной основе, по его просьбе и рекомендации соответствующей комиссии может быть направлен на учебу, переподготовку и курсы повышения квалификации. Расходы на обучение депутат возмещаются из средств местного бюджета.

— жизнь и здоровье депутата подлежат государственному страхованию за счет средств местного бюджета

— депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью

— для содействия в осуществлении депутатских полномочий, депутат вправе иметь помощника (или помощников), работающего на нештатной (неоплачиваемой) основе.

3) трудовые гарантии

— Срок полномочий депутата, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Законом Чукотского автономного округа установлено, что депутату выплачивается пособие в размере его средней заработной платы в случае истечения срока депутатских полномочий до устройства на новое место работы в течение 1-го года.

— Депутат, работающий на непостоянной основе, не может по инициативе администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу, без согласия представительного органа.

В законах субъектов Федерации обычно встречается положение, согласно которому: невыполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа могут быть установлены иные гарантии депутатской деятельности.

Здравствуйте, Виктор!

Режим самоизоляции в целом по РФ продлён до 30 апреля 2020 г. Вместе с тем в конкретном регионе руководитель региона может устанавливать особенности по исполнению карантинных мероприятий.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Поэтому вас нужно узнать какие требованию по передвижению и трудовой деятельности установлены в вашем регионе и действовать в зависимости от установленных правил в вашей местности.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх