Юридическая справка

Консультации онлайн

Рабочее время педагога: основные проблемы

Алина УльяноваFollow Sep 21, 2017 · 5 min read Фото с сайта Optiosolutions.com

Каковы особенности организации рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены?

Рабочий процесс педагога регулируется:

  • Конституцией РФ (ст. 37);
  • Трудовым кодексом РФ (ст. 331–336);
  • ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016
    № 536;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка (ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Обратите внимание

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Какие документы регламентируют процесс организации режима дня и отдыха?

К таковым относятся:

  • график предоставления дополнительных дней отдыха;
  • заявление об установлении (отмене) неполного рабочего времени;
  • график отпусков;
  • заявление о предоставлении отпуска;
  • приказ (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику (работникам);
  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку.

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Еще больше материалов, а также образцы необходимых документов как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория». вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

ДОКУМЕНТЫ

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений

Нормирование труда для педагогических работников образовательного учреждения осуществляется в форме установления для них учебной нагрузки, однако эта норма труда носила до издания комментируемого постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 условный характер, поскольку на федеральном уровне был предусмотрен лишь ее верхний предел, однако не была точно обозначена норма часов за ставку заработной платы.
Так, учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 ч. (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).
Учебная нагрузка для педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 ч. в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ).
Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников общеобразовательного учреждения определяется исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Комментируемое постановление является прогрессивной попыткой кодификации обязательных требований к трудовому договору каждого педагога, ранее содержащихся в разных нормативных актах, изданных разными органами управления. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 вступило в силу по общему правилу по истечении семи дней со дня его первого официального опубликования, а именно с 16 апреля 2003 года, так как в самом постановлении не указана иная дата вступления его в силу.
Текст постановления от 3 апреля 2003 г. небольшой, а нормы, содержащие перечни педагогических работников, которым устанавливается та или иная продолжительность рабочего времени или норма часов педагогической нагрузки, сосредоточены в Приложении к постановлению (далее – Приложение). Приложение же структурно состоит из трех частей (по количеству пунктов в нем), восприятие текста Приложения затрудняет большое количество примечаний к нему.
В комментируемом постановлении ничего не говорится об отмене нормативных правовых актов СССР, посвященных продолжительности рабочего времени педагогических работников, действовавших до настоящего времени (в консолидированном и удобном для восприятия виде они собраны в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, утв. Письмом Министерства образования РФ и профсоюзом работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5). Представляется, что вопрос о соотношении постановления и указанных нормативных правовых актов должен решаться с учетом норм ст. 333 ТК РФ следующим образом. Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений по-прежнему может устанавливаться типовыми положениями об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Однако Постановление Правительства РФ имеет приоритет перед отмененными нормативными правовыми актами, но только по тем вопросам, которые оно затрагивает и которые отражены в его названии.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам в соответствии с названным Постановлением от 3 апреля 2003 г. № 191 устанавливается либо:

• общая продолжительность рабочего времени – по перечню согласно пункту 1 Приложения к постановлению;
• либо норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) – по перечню согласно пункту 2 Приложения;
• либо норма часов педагогической работы – по перечню согласно пункту 3 Приложения.

В отличие от ранее действовавших нормативных правовых актов выделение названных трех групп произведено более четко.
Продолжительность рабочего времени как общее понятие для всех групп педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке (примечание 1 к Приложению).
В комментируемом нормативном акте более широко сформулировано правило о включении в норму часов преподавательской работы для учителей, преподавателей и педагогов дополнительного образования детей образовательных учреждений уроков, а также коротких перерывов (перемен) между уроками (занятиями).
Нововведением является норма-гарантия, касающаяся преподавателей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой. Таким преподавателям до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (примечание 4 к Приложению). Гарантии выплаты ставки заработной платы учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, а также учителям общеобразовательных колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, остались теми же и сосредоточены в примечании 4 к Приложению..

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 апреля 2003 года № 191

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда
продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно Приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов Приложение

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю*.
Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю – работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
30 часов в неделю – старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);
36 часов в неделю:
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы)** *** ****:

18 часов в неделю:
учителям 5 – 11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин 1 – 11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
преподавателям 3 – 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 – 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 – 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
20 часов в неделю – учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений;
24 часа в неделю – преподавателям 1 – 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 – 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
720 часов в год – преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы***:

20 часов в неделю – учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;
25 часов в неделю – воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
30 часов в неделю – инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;
36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
учителям 1 – 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
учителям 1 – 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:
заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.
Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

* Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
** За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования Российской Федерации.
*** Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
**** Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх