Юридическая справка

Консультации онлайн

Регистрация общественной организации

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ.

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации — образец 2017-2018 года». Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Судебную практику по общественным организациям изучайте на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Членство в общественных организациях

Общественная организация — это некоммерческая организация, основанная на принципе членства. Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ членами ОО могут быть и физические, и юридические лица, в свою очередь являющиеся общественными объединениями. Ограничения для юридических лиц или их типов могут быть установлены уставом ОО, законом № 82-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 123.6 ГК РФ член ОО несет обязанности и осуществляет корпоративные права, в том числе имеет право на безвозмездное пользование услугами организации. Согласно ст. 6 закона № 82-ФЗ намерение стать членом или присоединиться к целям, декларируемым общественной организацией, должно быть выражено в заявлении или ином документе, который позволит руководству ОО вести учет членов.

Все члены ОО равноправны. Они могут быть избраны в руководящие и ревизионные органы на равном основании. Неисполнение обязанностей или злоупотребление правами может повлечь за собой исключение из ОО в порядке, который должен быть описан в уставе.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Имущество общественной организации

Согласно ст. 30 закона № 82-ФЗ ОО может владеть на праве собственности любыми активами, в том числе акциями. Отдельно выделено право ОО на владение средствами массовой информации и издательствами. Эти активы должны организовываться или приобретаться за счет собственных средств ОО.

Источниками создания имущества выступают:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ОО полностью утрачивают право на внесенное ими в ОО имущество, в том числе на вступительные и членские взносы. Даже при ликвидации общественной организации они не имеют права на получение части имущества, оставшегося после ликвидации. Данное имущество направляется на цели, соответствующие целям деятельности ликвидированной ОО (ст. 26 закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является общественная организация. Свои территориальные подразделения она вправе на основании ст. 32 закона № 82-ФЗ наделять имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

***

Существование общественной организации как одной из форм некоммерческих организаций регулируется нормами нескольких нормативных актов. Соответствие ее работы их требованиям контролируется государством, и их несоблюдение, например занятие предпринимательской деятельностью, может стать причиной для ликвидации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения при его создании:

Все документы, кроме учредительных документов общественного объединения, представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьей 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

I) для государственной регистрации общественного объединения представляются:

1. заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов (Форма № Р11001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению.

2. учредительные документы (устав, учредительный договор) общественного объединения представляются в трех подлинных экземплярах. Страницы двух экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью заявителя или нотариуса. Один экземпляр учредительных документов не прошивается;

3. выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4. документ об уплате государственной пошлины;

5. протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

6. при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

II) для государственной регистрации отделения общественного объединения дополнительно представляются:

1) уведомление центрального руководящего органа общественного объединения о наличии отделения, месте его нахождения и его руководящих органах;

2) копия устава общественного объединения, заверенная нотариально или центральным руководящим органом общественного объединения.

При государственной регистрации отделения общественного объединения документы, представляемые для государственной регистрации, должны быть заверены центральным руководящим органом общественного объединения.

Согласно статье 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляются:

1. заявление, подписанное уполномоченным лицом политической партии, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и контактных телефонов (Форма № Р11001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению;

2. копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

3. заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

4. заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

5. заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

6. документ об уплате государственной пошлины;

7. список членов регионального отделения политической партии.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются:

1. заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (Форма № Р12001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);

2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

3. решение о реорганизации юридического лица;

4. договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

5. передаточный акт или разделительный баланс;

6. документ об уплате государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественного объединения

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для государственной регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области представляются следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма № Р13001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подпись заявителя на заявлении подлежит нотариальному удостоверению;

2) учредительные документы (устав, учредительный договор) некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах. Страницы двух экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью заявителя или нотариуса. Один экземпляр учредительных документов не прошивается;

3) протокол уполномоченного органа некоммерческой организации, содержащий решение об изменении положений учредительных документов некоммерческой организации, с приложением списка присутствующих;

4) документ об уплате государственной пошлины.

Порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы:

Внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Все документы некоммерческой организации представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (если в Уставе не содержатся сведения о полном адресе некоммерческой организации) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы с приложением Листа А (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

2) протокол (решение) постоянно действующего органа некоммерческой организации, на котором принимается решение об изменении адреса с приложением списка членов данного органа.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (изменение руководителя) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

2) протокол (решение) органа, к компетенции которого, в соответствии с Уставом некоммерческой организации, относится избрание лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, с приложение списка членов данного органа.

Для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о видах экономической деятельности некоммерческой организации в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляется Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

Для принятия решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения, действующем на основании устава (положения) этого общественного объединения, в связи с регистрацией изменений, внесенных в устав (положение) данного общественного объединения (изменение устава общероссийского общественного объединения) в Управление Минюста России по Тамбовской области предоставляются следующие документы:

1) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц с приложением соответствующих листов заявления (Форма №Р14001 утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

2) копия Устава общественного объединения в новой редакции, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью общественного объединения;

1) основания отказа в государственной регистрации общественного объединения:

устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

в представленных на государственную регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

2) основания отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии:

не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для его государственной регистрации;

информация, содержащаяся в представленных для его государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;

Когда нужна государственная регистрация общественной организации?

Для того чтобы осуществить юридическую регистрацию общественной организации, необходимо понимать, что под ней понимается. Это объединения лиц, которые защищают общие интересы или преследуют общие цели. Они создаются в добровольном порядке.

Такие объединения не стремятся получить деньги за свою деятельность. Если и образуется какой-то доход, то он не делится. Регистрация региональной общественной организации выполняется в органе в соответствии с областью.

Налоговая инспекция не может сделать запись в официальном списке юридических лиц без информации от этого органа, поэтому все зависит от него. В тоже время при положительном решении соответствующая запись должна появиться в реестре в течение пяти дней.

Срок регистрации общественной организации

Решение о том, регистрировать общественную организацию или отказать в ее регистрации должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

При этом общий срок предоставления госуслуги Минюстом в отношении общественных организаций не должен превышать 33 дней. В указанные дни не засчитывается время, необходимо регистрирующему органу на исполнение своих функций.

Документы в регистрирующий орган должны быть направлены Минюстом не позднее следующего за днем принятия решения рабочего дня.

Регистрирующий орган должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, общественная организация подлежит регистрации в течение примерно 40 дней с учетом возможных выходных дней.

Отказ в регистрации общественной организации

Организации может быть отказано в госрегистрации по таким основаниям:

  • в случае противоречия устава организации и иных документов, представленных на регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ
  • если документы на госрегистрацию предоставлены не в полном объеме или оформлены ненадлежащим образом, либо поданы не в тот орган
  • если учредитель организации в силу закона не может быть учредителем
  • если уже зарегистрирована общественная организация с таким же наименованием и осуществляет свою деятельность на той же самой территории, на которой хочет осуществлять свою деятельность вновь создаваемая организация
  • в случае установления, что в учредительных документах содержится недостоверная информация
  • если организация имеет наименование, которое оскорбляет нравственные, национальные и религиозные чувства граждан

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх