Юридическая справка

Консультации онлайн

Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы

Предисловие

Частенько поступают письма примерно такого содержания.

«Здравствуйте, Сергей.

Случайно попал на Ваш сайт. У меня тоже проблема. И я почему-то уверен, что в нашем государстве ее нужно будет решать через суд. Суть такова.

От сертификата я уже отказался как от ненужной затеи. Хочу получить квартиру, как это делали наши предшественники в старые добрые времена, но конечно уже не от муниципалов, а от МинОбороны, по ФЗ «О статусе..» ст. 15, п. 14 (по пределу по избранному месту жительства для постоянного проживания). Механизмы совершенно не отработаны на эту тему (Постановление 1054 уже не действует), так что придется помучаться.

Жильем по месту службы обеспечен и это затрудняет мое положение, т.к. все нынешнее животрепещущее законодательство для нуждающихся.

Если сможете помочь советом, а именно: как писать рапорт перед увольнением по предельному возрасту (что конкретно в нем указать, например, оставить в списках части до получения жилья или что-то еще); что делать если откажут или будут тянуть с этим вопросом; может есть какие примеры из судебной практики… и т.д.

Прошу прощение за поверхностность изъяснения, т.к. не уверен, что Вы еще занимаетесь помощью. Если будет контакт с удовольствием продолжу основательно. Заранее благодарю».

Отвечать каждому персонально – «шашка устала воздух рубать», особенно потому, что вопросы, как правило, типовые. В связи с этим давно уже назрела необходимость написать подробную статью и открыть соответствующую тему на форуме.

Разбор полётов

Для начала «обратимся к первоисточникам». Буду приводить основные нормы по рассматриваемой проблеме и по ходу комментировать (цветом выделены ключевые моменты).

Абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

«… военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».

Выводы

1. Ставшие контрактниками до 1998 года через пять лет службы могут получить жильё по социальному найму, и таким образом при увольнении они будут считаться обеспеченными жильём. Если, конечно, оно соответствует нормам. …А могут и не получить; в таком случае в период службы они обеспечиваются жильём в общем порядке: общежитие, служебное, поднаём, бомжевание…

2. Если военнослужащему, заключившему контракт до 1998 года, в период военной службы жильё по соцнайму не предоставлено, его могут – в зависимости от благополучного расклада звёзд – предоставить при увольнении. В собственность – не положено, только соцнайм.

На всякий случай обращаю внимание: нигде в законе не сказано, что ставшие контрактниками до 1998 года имеют безусловное право на жильё при увольнении, даже если прослужили 10 и более лет. Просто есть ещё такие, кто уверен в обратном. У данной категории военнослужащих право на жильё возникает только при увольнении по «льготной формуле»: 10 лет выслуги + одно из трёх оснований (ОШМ / болезнь / пердельный возраст :). Даже выслуга 20 и более лет не имеет никакого значения: не имеешь одно из оснований, – жильё при увольнении не положено. Т.е. при выслуге 20 лет и более, увольняясь не по «льготной формуле», военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года, не имеет права на жилое помещение. Такие дела. (Можете доказать обратное?). Другой вопрос, что в жизни такое почти не встречается, но тем не менее…

Едем дальше. Абз. 12 п. 1 ст. 15:

«Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации».

Здесь обязательно надо отметить, что данная норма появилась в законе лишь в 1998 году, при выходе его в новой редакции, с введением такой категории военнослужащих, как «обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями» (см. ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» 1993 года – там такой категории нет).

Выводы

1. Заключившим контракт после 01.01.98 жильё может быть предоставлено только в собственность. Этой льготы нет у военнослужащих, заключивших контракт до 01.01.98 г. (кроме случаев получения жилья через ГЖС).

2. Военнослужащий (по совокупности нормы ст. 23 и указанной здесь – независимо от времени заключения контракта, до или после 01.01.98) имеет право при увольнении получить жильё в том населённом пункте, в котором захочет. В любом. Главное здесь – увольняться по «льготной формуле».

3. Интереснейший момент, о котором сегодня никто не задумывается: если увольняемым с военной службы по трём льготным основаниям предоставляют жильё в собственность лишь в самый момент увольнения, то лицам с 20 «календарями» жильё в собственность обязаны предоставить прямо в период службы. Причём в любом избранном населённом пункте! Круто!!!

(В третьем выводе – розыгрыш: таких военнослужащих не существует в природе; живьём на них можно будет взглянуть лишь в январе 2018 года (либо раньше на то количество лет, сколько прослужил до заключения контракта). По смыслу данной нормы под лицами «обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями» понимаются именно те, кто заключил контракт начиная с 01.01.98. Кто повёлся? – признавайтесь :).

Следующее. Абз. 1 п. 2 ст. 15:

«Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти».

П. 14 ст. 15:

«Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства».

Выводы

1. Квартирное довольствие как в период, так и при увольнении с военной службы, возложено исключительно на Минобороны, в т.ч. и при перемене места жительства. Так что жильё в любом случае можно будет получить только через свою в/ч.

2. Сначала уполномоченным органом решается вопрос о предоставлении жилья, затем, при оформлении документов на его получение, – снятие с регистрации и сдача жилья по прежнему месту жительства. Напоминаю, что под моментом получения жилого помещения сегодня подразумевается заключение договора социального найма жилого помещения, в то время как по старому ЖК считалась выдача ордера.

Особое мнение

Сертификат – действительно – затея не из лучших. Тем не менее, на периферии берут даже их, потому что уверены, что ничего другого в ближайшие годы не светит. Поступают по известной поговорке: лучше синица в руках, чем утка… т.е., чем журавль в небе. Это городские зажрались: им только в натуре подавай, и только в Арбатском военном округе :). (Порядок получения и реализации ГЖС определён соответствующим постановлением Правительства РФ. Разговор по этому вопросу будет вынесен в отдельную тему). Главное здесь помнить, что участие в программе ГЖС – исключительно добровольное.

Едем дальше. П. 13 ст. 15:

«Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих — граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более».

Абз. 2 п. 1 ст. 23:

«Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона».

Выводы

1. Если военнослужащий согласен уволиться с последующим обеспечением его жильём (такое тоже бывает, – мало ли, у кого какие обстоятельства), то из списков очередников на квартиру его не исключат, если он сам об этом специально не попросит. Т.е. по умолчанию командование обязано оставить военнослужащего в очереди, соответственно, в рапорте об этом указывать не обязательно. По закону. А в жизни – требуют. Так что, лучше написать, – до военных без рапорта плохо доходит… 🙂

Если военнослужащий согласен исключиться не только из списков части, но из списка очередников, то жилья он уже вообще не получит (потому что целиком и полностью соглашается в том, что ему ничего не нужно).

2. Если военнослужащий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его нельзя уволить (исключить из списков части), если он сам об этом специально не попросит.

Особое мнение

При наличии жилья по месту службы по установленным нормам, военнослужащего беспрепятственно увольняют с военной службы, независимо от желания получить таковое по другому избранному месту жительства. В законе нигде не сказано, что если захочется получить жильё в другом населённом пункте, то при этом автоматически считаешься нуждающимся в улучшении жилищных условий. Единственной нормой, однозначно регулирующей данный вопрос, является вышеуказанная (абз. 2 п. 1 ст. 23), а она говорит об обратном: только в случае, если признан нуждающимся. С другой стороны в похожих по содержанию нормах (все приведены выше) есть небольшие «зацепки», позволяющие предположить наличие права на получение жилья по новому избранному месту жительства, даже независимо от того, что уже обеспечен по установленным нормам по месту службы.

Именно по этой проблеме – получение жилья в новом избранном месте жительства – «работали» постановление Правительства 1998 года № 1054, а также ФЗ «О статусе» в прежней редакции, которыми органам местного самоуправления было предписано ставить на учёт нуждающихся военнослужащих из других населённых пунктов. Данное постановление на сегодняшний день фактически не работает (в связи с соответствующими изменениями ФЗ «О статусе», т.к. было издано в его развитие), хотя и не отменено.

Особое мнение

Здесь же надо сказать, что даже жилищники и юристы не знают толком (не все, конечно), – положено жильё или нет в случае, если военнослужащий обеспечен по месту службы, но хочет при увольнении получить в новом избранном. Сюда же относятся и ситуации, когда необеспеченный жильём военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.98, с выслугой 20 лет и более, увольняемый не по «льготной формуле», хочет получить жильё. И это тот самый случай, когда можно со всей силы «тянуть одеяло на себя», не стесняясь и грубо работая локтями. Особо помогает здесь тупоголовость и боязливость кадровиков, реально занимающихся вопросами увольнения. Если они не уверены в своей правоте, даже несмотря на положительное мнение юристов, то будут откладывать дату увольнения до бесконечности.

Компенсация за поднаем жилья военнослужащим

В этой ситуации Министерство Обороны обеспечивает помещением для проживания предоставляя компенсацию за поднаем жилья. И эта компенсация положена всем военнослужащим контрактной службы. Сумма разная в зависимости от региона и состава семьи.

К нам часто обращаются военные с вопросами о порядке предоставления компенсации за наем​ жилого помещения. Условия получения данной компенсации​ определены постановлением​ правительства Российской Федерации. В первую очередь, конечно если есть наличие фактов признания военнослужащего нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением. Именно данный​ факт, может служить основанием для​ совершения действий​ непосредственных начальников.

Разница размера компенсации за жилье для офицеров и контрактников

Давайте подробней разберемся в этом вопросе. Недавно компенсацию за поднаем жилья разделили. И некоторое время офицеры и прапорщики получали большую сумму чем контрактники. А военнослужащих контрактной службы имеющих право на получение компенсации за аренду, разделили на 3 категории. Но на данный момент, по нормативу нет различий между офицерами и военнослужащими по контракту – компенсация за поднаем начисляется только в соответствии с расчетом на калькуляторе.

Калькулятор компенсации за поднаем жилья

Рассчитать размер компенсации за поднаем можно официально. Определите полагающуюся вам сумму выплаты в зависимости от размера вашей семьи и региона проживания. Вы можете сделать это на сайте Министерства Обороны РФ:

Калькулятор: Компенсация за поднаем жилья

Что делать, если отказали в обеспечении?

К нам обращаются в случаях, когда в​ силу каких-либо обстоятельств люди оказываются исключены из​ реестра очередников военнослужащих относящихся к категории​ нуждающихся в служебном​ жилье. Многочисленные судебные решения,​ которые явились рассмотрением​ административных дел, показывают, что при​ правильно выстроенной правовой​ позиции данная категория дел не является​ бесперспективной и имеет свой​ контролируемый процесс.​

После обращения к нам граждан с​ данным вопросом мы определяем и оцениваем​ перспективность данного дела,​ даем консультацию. Определяем объем работы, подготавливаем​ необходимый пакет документов, подаем его​ в суд. Далее представляем интересы​ военнослужащих в судебных органах. До получения решения суда. С отметкой​ о вступлении его в законную силу.​ Основная задача категории данных дел​ является признание​ человека имеющего контракт на службу в армии и​ нуждающимся в обеспечении служебным жилым​ помещением. Либо восстановление права на​ нахождение в очереди на его получение.

Нормы жилья для военнослужащих

При ознакомлении с действующей системой накопления средств возникает закономерный вопрос: а сколько денег будет перечислено? Государство выделяет денежные средства, которых должно быть достаточно для приобретения жилого помещения установленного размера. Узнать положенный размер жилой площади очень просто — для одинокого военнослужащего площадь квартиры должна составлять 33 квадратных метра, для семьи из 2 человек — 42, а при наличии 3 членов семьи и более норма будет браться из расчета 18 метров на каждого.

Как уже отмечалось ранее, данный расчет не ограничивает военнослужащего. Вы вполне можете приобрести квартиру большей площади, но уже с внесением собственных средств в счет недостающей суммы.

Государство ежегодно переводит на накопительный счет военнослужащего установленную Правительством денежную сумму, которая состоит из основной части (то есть твердого размера, установленного на текущий год) и части процентов, которые причитаются военному в связи с инвестированием его накопленных средств. При этом сумма, положенная к выплате, будет выплачиваться равными частями в течение года помесячно. Общая годовая сумма в 2019 году составляет 280 009,70 руб. Следовательно, в месяц на счет военнослужащего переводится более 23 000 руб. и размер процентов от инвестирования.

Кстати, законодатель не ограничивает военнослужащих в возможности использования накопительной системы. Стать участников программы могут не только нуждающиеся в жилье граждане, но также военные, уже имеющие в собственности жилое помещение или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Минусы военной ипотеки

Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Для того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.

Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.

Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Военнослужащие».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Накопительная система и ипотека для военнослужащих

Как уже упоминалось выше, каждый военнослужащий имеет право на участие в накопительной системе. Подчеркиваем: именно право, а не обязанность. Это означает, что для последующего получения средств и их накопления служащему необходимо обратиться с соответствующим рапортом. Через 3 года службы необходимо подать еще один рапорт, в котором заявить о желании получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа.

Следует отметить, что с рапортом следует обращаться в штаб своей части. После этого военнослужащему необходимо немного подождать, пока ему выдадут такое Свидетельство. В это время можно заниматься поиском квартиры, которую вы захотите купить, а также кредитной организации, которая занимается ипотечным кредитованием и готова предоставить вам заем на подходящих условиях. Не торопитесь, ищите наиболее благоприятные для вас условия. Помните, что в разных организациях предлагаемые условия могут существенно разниться.

После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.

Важным отличием специальной ипотечной программы для военнослужащих является то, что сумма выдаваемого займа и его условия никаким образом не зависят от уровня дохода военного или членов его семьи, так как выплата полученного кредита производится не из личных средств, а за счет средств накопительной системы.

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Примеры для закрепления

А. Обеспечен жильём по установленным нормам по месту службы

Дата заключения контракта не имеет значения. Увольнение по «льготной формуле», либо при выслуге 20 и более лет. Под предлогом желания получить жильё в другом населённом пункте можно попытаться остаться в списках части, либо в списках очередников. Со всеми вытекающими…

Будем говорить так: это не совсем логично, но почти законно. Не логично, – потому что по жилищному законодательству обеспечиваются лишь нуждающиеся, признанные таковыми. Законно, – потому что имеется теоретическое право на перемену места жительства при увольнении. Вот ключевые моменты данного вопроса.

Б. Жильём не обеспечен, признан нуждающимся, состоишь в очереди

Контракт после 01.01.98

1. Выслуга менее 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди при воинской части не положено.

2. Выслуга 20 лет и более. Положено жильё в собственность в любом населённом пункте независимо от места службы и от того будешь ли дальше служить или увольняться (по месту службы всё равно обязаны обеспечить хотя бы служебным). Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

3. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё в собственность. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Контракт до 01.01.98

4. Выслуга менее 10 лет. Увольнение по любому основанию. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

5. Выслуга от 10 до 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

6. Выслуга 20 лет и более. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, но можно остаться в очереди при воинской части.

7. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё по социальному найму. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх