Юридическая справка

Консультации онлайн

Что нужно знать про помилование?

От сумы да от тюрьмы никто не застрахован. Но паниковать не стоит никогда. Совершившие преступления люди имеют право рассчитывать на акты милосердия, предусмотренные в законодательном порядке. Искренне раскаяться в содеянном может каждый, но все ли могут получить облегченный режим наказания? Кто осуществляет помилование в РФ? Какие послабления могут быть применены для облегчения участи преступников со стороны государства?

К мерам послабления относятся помилование и амнистия. Благодаря ним человек может быть освобожден от тюремного заключения или же в отношении него будет закрыто уголовное дело. Не путайте эти понятия, о различиях между ними будет рассказано чуть ниже.

Правовая база

Помилование представляет собой смягчение или отмену наказания по отношению к лицам, осужденным за преступления, независимо от их тяжести. Акт подписывается Президентом и освобождает преступника от наказания, назначенного ему судом (статья 85 УК РФ). Помилование, регламентированное Конституцией Российской Федерации, Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами Российской Федерации, позволяет уменьшить срок пребывания человека в тюрьме или выпустить его из мест лишения свободы преждевременно (статья 176 УК).

В третьей части статьи 50 высшего закона РФ записано, что каждый получивший наказание преступник имеет право отправить прошение тому, кто осуществляет помилование в РФ, или просьбу о смягчении наказания. Из статьи 71 Конституции следует, что решение о помиловании находится в ведении РФ. Иными словами, это заключение выносится высшей федеральной властью страны, то есть Президентом. Это исключительное конституционное полномочие российского лидера в соответствии со статьей 89 главного Закона России.

Прерогатива главы государства

Только Президент РФ осуществляет помилование, и эта мера позволяет смягчить наказание. В случае, если помиловали лицо, которое уже отбыло назначенное наказание, с него досрочно снимается судимость. Глава государства может не только смягчить наказание, но и полностью освободить человека от него.

Помилование и амнистия

Между этими понятиями есть четкие различия, которые надо понимать. Амнистия предполагает милосердную меру по отношению одновременно к нескольким людям за понесенные определенные преступления. Помилование в уголовном праве (статья 85 УК РФ) выносится в индивидуальном порядке в отношении конкретного лица. При этом акт о помиловании, подписанный Президентом, не может быть нормативным, он носит характер исключительно правоприменения.

Важно:

  1. Само по себе помилование не противоречит и не устраняет факт совершенного преступления, которое было доказано.
  2. Помилование не может влиять на приговор судебных органов.
  3. Акт помилования не предполагает реабилитации для осужденных лиц.
  4. Помилование применяется в отношении осужденного человека и является специфическим типом освобождения этого человека от назначенного ему судом уголовного наказания.

Кого помилует и не помилует Президент

Указ Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее, Указ) определяет, кто может быть помилован. Это лица, отбывающие наказание в России:

  • резиденты, осужденные российскими судами, совершившие уголовное преступление;
  • лица, осужденные судами иностранного государства;
  • граждане, отбывшие назначенное судами наказание и имеющие неснятую судимость.

Президент РФ объявляет амнистию, осуществляет помилование осужденных, если имеются серьезные основания и веские на то причины. Помилование не применяется:

  • к осужденным, совершившим умышленное преступление в назначенный для них судом испытательный срок условного осуждения;
  • к лицам, злостно нарушающим регламент отбывания наказания;
  • к ранее освобождавшимся условно-досрочно, по амнистии или по акту помилования;
  • к тем людям, к которым судом выносился приговор о более мягком наказании за ранее совершенные правонарушения.

Инструкции и методика, обеспечивающие деятельность комиссий по вопросам помилования по всей стране, разрабатываются и контролируются Управлением Президента по обеспечению конституционных прав граждан. Этот орган также занимается подготовкой проектов решений, вынесенных российским лидером.

Статья 50: достоин ли преступник помилования?

В соответствии с этой статьей Конституции РФ, о помиловании может просить каждый, кого осудили.

Тем не менее, у законопослушных граждан всегда возникает правомерный вопрос: достоин ли преступник помилования? Здесь необходимо понимание того, что сегодня в местах заключения пребывают и беременные, и многодетные матери, и инвалиды с пенсионерами, а также тяжелобольные, для которых смягчение наказания является острой необходимостью.

Решения по результату рассмотрения ходатайства о помиловании

В соответствии с Конституцией РФ, помилование осуществляет Президент, и результатом является одно из следующих решений:

  1. Снятие судимости.
  2. Освобождение лица от отбывания оставшегося срока наказания.
  3. Сокращение части наказания, которая еще не была отбыта.
  4. Замена назначенного наказания (его части, которая не была отбыта) на более мягкую меру.
  5. Освобождение от дополнительного наказания, если оно еще не исполнялось.

Как подается ходатайство о помиловании и какими этапами

Регламент предоставления и хода рассмотрения прошений осужденных о помиловании определен к Указе РФ (см. выше). Для этого осужденному необходимо подать письменное заявление в адрес Президента РФ.

Оно не имеет строгой формы, и каждый человек пишет ходатайство в произвольно, самостоятельно описывая личную ситуацию и обстоятельства, в связи с которыми он обращается к главе государства с этой просьбой. В названном документе также необходимо уточнить обстоятельства совершения преступления именно в том виде, как их определил суд.

Дальнейший путь ходатайства и дополнительных документов, предусмотренных Указом, лежит в администрацию исправительного учреждения, в день подачи оно регистрируется в специальном журнале. По личной просьбе осужденного к ходатайству могут прилагаться и другие материалы, имеющие существенное значееие для процесса принятия решения о помиловании. Тот факт, что ходатайство о помиловании передано для дальнейшего рассмотрения, осужденный может понять, расписываясь на копии сопроводительного письма.

Весь пакет документов направляется в территориальное управление уголовно-исполнительной системы, проверяется на полноту и качество представленных документов, регистрируется и направляется в специальную Комиссию, рассматривающую вопросы о помиловании граждан.

Этот орган в течение 30 дней со дня получения прошения предоставляет высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору региона) заключение — стоит этого человека помиловать или нет.

После чего в течение 15 дней губернатор выносит Президенту РФ свой вердикт — помиловать или нет. Он прилагает к своему заключению все документы в полном объеме, рисует полноценную, правдивую картину произошедшего.

Глава государства предоставляет ответ в течение двух дней.

Помиловать или нет: на что обращают внимание?

При решении органами власти такого важного вопроса, как помилование, помимо прочих, особенных, принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Сроки отбытого в колонии наказания.
  2. Тяжесть совершенного преступления, степень опасности осужденного для общества.
  3. Особенности поведения гражданина при исполнении наказания и при пребывании в месте заключения.
  4. Совершал ли осужденный преступления в период условного осуждения, если такое было назначено ранее.
  5. Была ли применена к нему амнистия или помилование за ранее совершенное правонарушение.
  6. Был ли возмещен материальный ущерб от совершенного преступления.
  7. Особенности личности, состояние его здоровья, семейное положение и возраст, был ли ранее судим.

Если Президент РФ осуществляет помилование, то подписанный соответствующий акт направляется губернатору субъекта РФ, в МВД, в территориальный орган юстиции, а также в администрацию места пребывания осужденного.

Отказ Президента РФ в подписании ходатайства о помиловании в письменной форме отправляется осужденному, и повторное рассмотрение обращения с ходатайством возможно только через год, кроме особых случаев.

Рекомендации для родственников

Ходатайство о помиловании может быть подано на имя Президента РФ и начальнику исправительного учреждения. На практике, любой поданный родными и близкими документ или обращение обязательно рассматривается, регистрируется и принимается во внимание. Родственники могут подать обращение после ходатайства от самого осужденного.

Стоит делать акцент на заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать особые, важные обстоятельства, в связи с которыми он может и должен быть помилован.

Родственники могут поинтересоваться о статусе отправки материалов, а также о стадии их рассмотрения.

Кому повезет?

Всех помиловать невозможно, но если ваш родной человек ни в чем не виноват, вы должны постараться убедить в его невиновности того, кто осуществляет помилование в РФ. Статьи, регламентирующие подачу соответствующего ходатайства в 2018 году, не претерпели изменений по сравнению с прошлым годом. Правоохранительная и судебная системы зачастую принимают во внимание не все факторы виновности человека, и решения об осуждении могут быть несправедливы и неоправданны. Подать ходатайство может и сам осужденный, и его родственники. Описывайте подробно все факторы и причины, почему именно вашему родственнику так важно быть помилованным. Ищите весомые доводы для помилования.

В РФ акт помилования, конечно, выдается не каждому. Вряд ли каждому рядовому заключенному можно рассчитывать на милость главы государства без веских причин. Прошение проходит много инстанций, и хорошо, если наряду с ходатайством от осужденного будет предоставлено ходатайство от его родителей, в котором обозначились бы самые веские причины для помилования.

Безупречное поведение — залог хорошего отношения, и не только для заключенных. Правительство РФ осуществляет помилование тех, кто хорошо себя проявил, приобрел хорошую репутацию, ранее не привлекался к уголовной ответственности.

Какие нужны документы

Внимательно ознакомьтесь с пакетом документов, который передается тому, кто осуществляет помилование в РФ. Образец прошения представлен на фото.

Осужденный самостоятельно не может заниматься сбором необходимой документации в рамках ходатайства о помиловании. Учреждение (место лишения свободы или колония) само отвечает за сбор всех необходимых документов.

В отношении осужденного собирают следующий пакет бумаг (нужны и оригиналы, и копия каждого из бумаг):

  • характеристика и анкета заключенного-просителя о помиловании;
  • извещение, которое содержит информацию о дате вступления в силу вынесенного человеку судебного приговора;
  • медицинская справка о состоянии здоровья осужденного;
  • бумаги, в которых отражено отсутствие материальных претензий в отношении заключенного;
  • сведения о применяемых к заключенному административных мер, УДО;
  • представление о помиловании.

Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации», утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. № 8909-ЮК «О подготовке материалов на помилование» предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.

В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо, и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Другой комментарий к статье 85 УК РФ

1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Данный акт в отличие от акта об амнистии имеет не нормативный, а индивидуальный характер. Он относится только к лицу, уже осужденному за преступление, и влечет для него следующие правовые последствия:

— освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

— сокращение или замену наказания, назначенного осужденному, более мягким видом наказания;

— снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

2. Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

3. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом наказания. Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. Также в уголовном законе не установлены основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания и т.д.

Итоги

В целом период рассмотрения прошения занимает около пятидесяти дней. Это не простой процесс, поэтому ходатайство о помиловании проходит через большое количество госорганов. Подающие ходатайство должны осознавать, что возможность помилования присутствует не всегда, важно заранее собрать максимальное количество аргументов в пользу осужденного, дабы смягчить меру наказания.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх