Юридическая справка

Консультации онлайн

Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать

Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Нацаккредцентра, доктор педагогических наук

Н.А. АНОСОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Йошкар-Олинского аграрного колледжа

С ВВЕДЕНИЕМ нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для системы дополнительного профессионального образования (ДПО) начался новый этап. Уже с момента введения в действие федерального закона № 293 в 2011 году государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) . В свою очередь ФГТ в отношении программы ДПО могут устанавливаться в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ. В настоящее время ФГТ установлены для очень ограниченного числа программ, среди которых повышение квалификации государственных служащих, таможенников, специалистов частно-охранной деятельности. Очевидно, что подавляющая часть программ ДПО вовсе не будет сопровождаться ФГТ и, следовательно, не будет завершаться выдачей документов государственного образца (свидетельством или удостоверением о повышении квалификации, дипломом о переподготовке).

Образовательные учреждения ДПО и вузы, реализующие программы ДПО, у которых срок государственной аккредитации таких программ закончился в 2011 году, не имеют права выдавать документы о повышении квалификации (и/или переподготовке) государственного образца и не могут получить аккредитацию на новый срок. Определенную индульгенцию получили программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, если на момент завершения обучения слушателей таких программ у учреждения не истек срок государственной аккредитации по ним . Но если слушатель поступал в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию по образовательным программам, а во время обучения срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек и к образовательным программам не установлены ФГТ, то государственная аккредитация образовательных программ не может быть проведена и по ним не могут быть выданы документы государственного образца.

Вместе с тем, для определенных профессий (например, врачей, медицинских сестер) официальный документ государственного образца о регулярном повышении квалификации имеет, как правило, определяющее значение.

Отсутствие ФГТ министерство образования объясняет не отсутствием желания заниматься их разработкой, а необходимостью передачи таких полномочий в отраслевые министерства и ведомства. Так, если для системы здравоохранения необходимо государственное регулирование и государственное признание программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, именно отраслевое министерство должно определить требования к таким программам. Логика вполне понятна и обоснована. И получается, что в настоящее время программы ДПО уже не входят в интересы Минобрнауки РФ и еще не входят в интересы отраслевых министерств.

ВМЕСТЕ С ТЕМ в повестке дня законодательных и исполнительных органов власти вопросы модернизации системы профессионального образования занимают ведущее место. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы необходимо завершить разработку профессиональных стандартов и механизм их взаимодействия с образовательными стандартами, создать систему общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ как важнейший инструмент взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования и тем самым обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые конкурентоспособны и востребованы. Эти задачи в большей степени актуальны для программ, в отношении которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Таких программ «вне закона» сегодня достаточно много: программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, программы дополнительного профессионального образования к среднему профессиональному и высшему профессиональному образованию, программы подготовки рабочих кадров, а также целый ряд курсов (модулей, дисциплин) вариативной части учебного плана для программ СПО и ВПО. Они разнятся как по содержанию, так и по объему подготовки. В целом им можно дать определение «короткие программы» – в отличие, например, от программ основного общего или профессионального образования, – требующие для реализации не менее двух и более лет и по результатам освоения завершающиеся присвоением квалификации и выдачей документа об уровне образования. Короткие программы уровень образования не повышают, присвоения новых квалификаций не дают, но выполняют очень важную социально-образовательную функцию, которая с каждым годом востребуется все больше.

Короткие образовательные программы в профессиональной сфере должны быть основаны в большей мере на профессиональных стандартах (если таковые имеются) или требованиях работодателей и рынка труда. Они характеризуются инновационностью, гибкостью, адаптивностью, практикоориентированностью, формируются и реализуются участниками образовательного процесса (образовательной организацией, работодателями, управленческими структурами экономики региона). Это необходимое промежуточное звено между основным профессиональным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации (настройки, доводки) образовательных стандартов и профессиональных стандартов.

Эти программы оцениваются как часть бизнес-образования с оптимальным сочетанием теоретического и прикладного компонентов, а также выполнения соответствующих требований в отношении методов обучения. Концепция короткой образовательной программы – ориентация на результат.

Основные подходы к проектированию и разработке коротких образовательных программ должны быть основаны на том, чтобы снизить государственное регулирование и государственное влияние на определение содержания вариативного и дополнительного профессионального образования, чтобы короткие образовательные программы в большей степени соответствовали интересам потребителей и заказчиков профессионального образования и были инициированы работодателями, объединениями работодателей, профессиональным сообществом, общественностью и физическими лицами (студентами, слушателями). Государственное регулирование и регламентация для таких программ – тормоз в развитии и непрерывной актуализации содержания подготовки. Динамика коротких образовательных программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня. Задачей короткой образовательной программы является развитие, формирование, совершенствование профессиональных компетенций. В содержании такой подготовки на первый план выходят действия, операции, обусловленные ситуацией, профессиональной задачей или проблемой, а отнюдь не предметное содержание. Критерием их отбора является актуальность содержания профессиональных задач, которые должны решать обучающиеся в условиях профессиональных или близких к профессиональным. Короткие программы могут завершаться сертификацией квалификаций на соответствие профессиональным стандартам.

В соответствии с новым законодательством высшая школа перешла на двухуровневую подготовку, которая завершается присвоением академических степеней (бакалавра и магистра), а не профессиональных квалификаций. Это означает переход от высшего профессионального образования к высшему образованию. И еще – что профессиональные квалификации должны присваиваться в другой, отличной от академической среде.

Переход на систему двухуровневого высшего образования ведет к тому, что основные образовательные программы теряют свой профессиональный статус, поскольку для бакалавриата превалирующей становится образовательная функция. Появление массового бакалавриата, не имеющего профессионально завершенных образовательных программ, увеличивает потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых коротких образовательных программ профессионального обучения для эффективной адаптации к запросам рынка труда и снижения конфликтной ситуации между сферой образования и рынком труда.

Короткие образовательные программы предоставляет необходимое сопряжение уровней профессионального образования, чтобы осуществлялись такие требования, как непрерывность профессионального образования, возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и обучения в течение всей жизни (LLL)1 для профессионального, карьерного и личностного роста специалиста.

УЧИТЫВАЯ трансформацию государственной образовательной политики и ориентацию на четкое разграничение академической и профессиональной среды, потребность в коротких программах будет возрастать все больше. А значит, все больше будет возникать вопросов, кто и как их будет реализовывать и, главное, как оценить качество. До настоящего времени короткие программы реализуются в учреждениях СПО и ВПО, образовательных учреждениях ДПО и появившихся в последние годы «корпоративных университетах» и образовательных центрах предприятий. Можно допустить, что дополнительное профессиональное образование может быть наиболее полноценным и качественным в ссузах и вузах – там, где дается основное среднее профессиональное и высшее образование, где есть преимущество в части высококвалифицированного штатного кадрового потенциала, учебно-методического обеспечения, системных связей с работодателями.

Но в связи с ростом разнообразия коротких образовательных программ профессионального обучения, постоянными изменениями их содержания в соответствии с потребностями экономики и ростом числа организаций, предлагающих образовательные услуги в этой сфере , должна быть разработана и законодательно оформлена новая модель обеспечения качества дополнительного профессионального образования – защита прав потребителей этого вида образовательных услуг и признания их качества. Адекватной заменой государственной аккредитации может стать общественно-профессиональная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, и общественно-профессиональная аккредитация коротких образовательных программ.

Существующие системы внешних оценок качества профессионального образования не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Государственная система аккредитации не может аккредитовывать короткие программы даже не столько потому, что отсутствуют ФГТ, но и потому, что функциональный срок такой программы очень короткий и главным условием ее качества должны быть гибкость, адаптивность и актуальность. Единственным вариантом объективной внешней оценки соответствия качества подготовки коротких программ перспективным требованиям рабочих мест реального сектора экономики выступает общественно-профессиональная аккредитация.

Работодатель – как основной заказчик продукта профессионального образования – или сам слушатель должны определять требования к качеству подготовки. Именно эти требования могут и должны быть предметом экспертизы для общественно-профессиональной аккредитации. Круг лиц, заинтересованных в результатах независимой объективной общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ, – это, прежде всего, физические лица, желающие повысить квалификацию, пройти профессиональную подготовку или переподготовку. Вторая категория – это работодатели и инвесторы, нуждающиеся в высококлассных специалистах, а также инвесторы, заинтересованные в объективной информации о тех структурах и тех образовательных организациях, в которые можно без достаточных рисков делать вложения в систему непрерывного повышения квалификации своих кадров. Третья категория – представители министерств, имеющих сложившиеся отраслевые организационные структуры ДПО.

ОЧЕВИДНО, что общественно-профессиональная аккредитация коротких образовательных программ требует наличия организаций, независимых по отношению не только к системе управления образования, но и профессиональных ассоциаций. Слишком тесная связь между профессиональным сообществом и организацией, осуществляющей оценку (аккредитацию программ или сертификацию квалификаций) в ряде случаев, как показывает мировой опыт, приводит к искусственному ограничению конкуренции и клановости отдельных профессий.

Отсутствие федеральных государственных требований к содержанию и условиям реализации коротких программ, в свою очередь, «развязывает руки» и при разработке и использовании новых стандартов, критериев и процедур их оценки. При государственной аккредитации учреждений ДПО использовались показатели и критерии – кстати, до настоящего времени так и не утвержденные официально, – принципиально не отличающиеся от показателей для ВПО : квалификация преподавательских кадров (процент преподавателей с учеными степенями и званиями и ведущих специалистов соответствующей отрасли), издание учебно-методических пособий и монографий, объемы финансирования НИР на единицу ППС. Введенный в действие приказ Минобрнауки России от 21 мая 2012 года № 430 устанавливает перечень показателей деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса. Тип учреждения ДПО устанавливается на основании оценки соответствия минимума содержания и качества подготовки слушателей требованиям ФГТ, вид определяется при наличии реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программ послевузовского профессионального образования и выполнения научных исследований.

При кардинальном изменении целевой функции реализации коротких программ и фактического заказчика такие требования будут вызывать, по меньшей мере, недоумение: какое влияние на качество программы оказывают научные исследования и наличие аспирантуры? И необходимы ли в данном случае показатели при таком значительном разнообразии в содержании и объеме подготовки? К тому же приказ об установлении аккредитационного статуса учреждения ДПО очень уж запоздал: в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «вида» не предусмотрено.

Стандарты и критерии общественно-профессиональной аккредитации характеризуются экспертной оценкой. Принятие решения о качестве короткой программы, прошедшей общественно-профессиональную аккредитацию, предполагает ее признание в кругах образовательной общественности и, прежде всего, работодателей. На наш взгляд, исходя из принципа необходимости и достаточности количественной и качественной (экспертной) информации, можно предложить три стандарта.

  • Первый – востребованность программы, критериями оценки которой являются ее актуальность, целесообразность, практическая направленность, адаптивность и конкурентоспособность.
  • Второй – эффективность механизма реализации программы. К критериям эффективности можно отнести ее соответствие целям, задачам и отраслевым требованиям к программам повышения квалификации, соответствие ее структуры и организации образовательного процесса современным требованиям и потребностям заказчика, степень проработки программы, достаточность ресурсного обеспечения, в том числе преподавательских кадров, уровень методической обеспеченности, фундаментальность и соответствие достигнутому уровню развития отраслей знания и образовательных технологий, отражение в программе новых образовательных подходов и концепций.
  • Третий стандарт – механизмы обратной связи. Критериями его оценки могут быть наличие мониторинга результатов обучения и мониторинга запросов работодателей (потребителей).

Принципиально важно обеспечить доверие к результатам экспертизы. Это значит, что должны быть продуманы все процедурные вопросы, начиная с условий выхода на аккредитацию, подготовки и проведения экспертизы на месте (учитывая тот факт, что, в отличие от основных программ, в данном случае очень сложно оценить уровень полученных знаний у выпускников подобных программ), формирования комиссии, состоящей из высококвалифицированных специалистов.

Вместе с тем, усилия по обеспечению независимой, объективной, тщательно продуманной экспертизы стоят того. Результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации могут оказывать позитивное влияние на обновление и совершенствование коротких программ обучения в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями работодателей и свидетельствовать, что такая программа занимает передовые позиции среди аналогичных российских коротких программ, а ее выпускники имеют большие перспективы на рынке труда, получая гарантию дальнейшего трудоустройства или карьерного роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 08.11.2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
  2. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
  3. Письмо от 27.07.2012 г. № АК-51/06 «О выдаче документов государственного образца»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/ В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки от 21.05.2012 г. № 430 «Об утверждении перечня показателей деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

21 декабря 2012 года

Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 56. Целевое обучение

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Глава 8. Профессиональное образование

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Статья 69. Высшее образование

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Глава 9. Профессиональное обучение

Статья 73. Организация профессионального обучения

Статья 74. Квалификационный экзамен

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Статья 104. Образовательное кредитование

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как «сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо «сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы «второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные «рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на «черном рынке” образования является так называемый «сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой «установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под «пера” таких горе-«учебных центров” и выходят «сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких «сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда. Такое обучение может проводиться в образовательных организациях или учебных центрах, к которым законодательство предъявляет ряд специальных требований. Одним из таких требований является прохождение обучающей организацией аккредитации в области охраны труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Так, согласно этому Приказу организация, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда (обучающая организация), должна пройти процедуру обязательной аккредитации (п.3 Приложения №1 к Приказу).

Выдаем современные удостоверения по Охране труда на пластиковой основе

Обучающая организация, претендующая на получение аккредитации по обучению охране труда руководителей и специалистов, должна отвечать требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ, а именно:

  • иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности;

  • иметь не менее 30 процентов преподавателей, работающих в организации на штатной основе, от общего числа преподавателей;

  • обладать материально-технической базой, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи, используемые в процессе обучения и др.

Процедуру аккредитации обучающих организаций на право оказания услуг в области охраны труда проводит Минтруд России в целях:

  • подтверждения компетентности и полномочий организации в сфере оказания услуг в области охраны труда,

  • обеспечения гарантий ответственности обучающих организаций перед обучающимися.

Кроме того, п. 3.9 Порядка обучения устанавливает, что последующую проверку знаний требований охраны труда работников могут проводить только те организации, в которых эти работники проходили обучение по охране труда.

Исходя из этого следует, что организация, проводящая обучение вопросам охраны труда, в обязательном порядке должна иметь:

1. лицензию на право ведения образовательной деятельности

2. аккредитацию, выданную Минтрудом России.

Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, имеет следующий вид:

В случае осуществления обучающей организацией деятельности по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда без аккредитации, такая организация может быть привлечена к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения с размерами штрафа от 40 000 до 50 000 руб., а выданные такой организацией документы не будут иметь юридической силы.

Таким образом, при выборе обучающей организации с целью прохождения обучения охране труда необходимо, в первую очередь, проверить наличие у такой организации аккредитации на обучение вопросам охраны труда.

Сделать это можно в течение пары минут, воспользовавшись электронным сервисом Минтруда России

Проверка лицензии на право ведения образовательной деятельности производится на сайте Рособрнадзора, где находится сводный реестр всех выданных лицензий в сфере образования

Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на статьи и другие информационные материалы, размещённые на данном сайте, принадлежат его владельцу и авторам этих статей. Любое использование материалов, включая перепечатку (частичную или полную), допустимо только при указании авторства (ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности») и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт в виде: «источник: ab-dpo.ru», а также при сохранении всех активных гиперссылок, содержащихся в публикуемых материалах. Недопустимо использование е-mail адресов, находящихся на страницах сайта, для занесения в базы данных и проведения несанкционированных массовых СПАМ рассылок.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх