Юридическая справка

Консультации онлайн

Проезд на желтый сигнал светофора. Нарушение ли это?

Правила дорожного движения все изучают с детского сада. Однако, садясь за руль, многие начинают путаться в элементарных вещах, в том числе и в назначении цветов светофора. Завидев желтый свет, водители еще сильнее давят на газ, стараясь побыстрее проскочить перекресток. Их соседи с перпендикулярной дороги тоже реагируют соответствующе и бьют по газам, не желая дожидаться зеленого. В итоге и те и другие оказываются в глупейшей ситуации. Так можно ли проезжать перекресток на желтый? Правила дают однозначный ответ. Согласно пункту 6.2 ПДД желтый сигнал строго запрещает движение и стартовать на желтый цвет светофора нельзя.

Однако есть два исключения. Согласно пункту 6.14 ПДД, в случае, если автомобиль не успевает плавно замедлиться и экстренное торможение представляет опасность, то можно продолжать движение.

Этим пользуются многие спешащие водители, которые делают вид, что не замечают мигающий зеленый, а затем и вспыхивающий желтый, и проносятся мимо светофора. Нередко такие проезды заканчиваются авариями, так как навстречу может выскочить такой же торопыга, и тогда только от реакции водителей зависит, случится трагедия или все обойдется кузовным ремонтом. Приезжающие на место инспектора ДТП пытаются разобраться в ситуации и найти виновного.

Это сделать помогает еще один пункт ПДД — 13.8. Он говорит, что при включении разрешающего движение сигнала светофора водитель все равно обязан уступить дорогу машинам и пешеходам, которые находятся на перекрестке.

Поэтому зачастую водителя, который не пропустил мчащегося на желтый торопыгу, могут признать виновным. Однако чаще инспектора выносят постановление об обоюдной вине. И такой вердикт оборачивается проблемами с оформлением ОСАГО.

В общем, проезд на желтый сигнал светофора — это игра в русскую рулетку, призом за которую становятся пара минут лишнего времени, а наказанием за проигрыш — исковерканный автомобиль. Поэтому лучше всего придержать коней и начинать замедляться заранее, даже не на желтый, а на мигающий зеленый.

Однако есть еще одно исключение, позволяющее ездить на желтый сигнал светофора. Это мигающая желтая секция, предупреждающая водителей о приближении к опасному перекрестку. Обычно такой режим светофора включается по ночам. В этом случае порядок проезда перекрестка определяется дорожными знаками, висящими рядом со светофором.

Владимир Гаврилов

Можно ли избежать штрафа?

Этот вопрос волнует очень многих владельцев автомобиля, поскольку ситуации на дорогах могут быть разными. Как правило, многие сталкиваются с ситуацией, когда они проезжают светофор на мигающий зеленый, а когда загорается желтый, у них образуется вилка решений: либо спокойно продолжать и завершать свой маневр, либо резко оттормаживать перед стоп линией.

Последний вариант опасен тем, что идущие сзади автомобили могут не среагировать и столкнуться. В первом же случае, есть небольшая вероятность, что завершая маневр, в вас может въехать участник, движущийся на свой законный зеленый свет.

Инспекторы ГИБДД аргументируют незаконность проезда на желтый сигнал светофора именно этим, последним обстоятельством. Мол, нарушил и создал аварийную ситуацию. Однако, при правильном подходе доказать свою невиновность можно очень легко.

Если вы двигались на мигающий зеленый, который стал желтым уже после выезда за стоп линию, вы спокойно можете проезжать перекресток. Доказательством правомерности ваших действий могут быть данные видеорегистратора.

Если же вас остановил в этот момент инспектор ГИБДД, то можете показать ему эту запись, а в случае его несогласия, подписывайте протокол, описывайте свои действия, и направляйте жалобу в суд.

Но, как правило, до суда подобные дела не доходят. Для того, чтобы на месте разобраться с работниками ГИБДД, обратите внимание инспектора на следующие пункты правил дорожного движения:

  1. П.1.2 который описывает, что называется перекрестком. Это место, где сходятся 2 или более дороги, а границы проходят по началу закругления бордюра.
  2. Если желтый свет загорелся, когда водитель начал движение на перекрестке, то экстренно тормозить там запрещено. Иными словами, проехав скругление бордюров, можно продолжать движение.
  3. Согласно п. 6.14, если водитель пересекал стоп-линию на разрешающий сигнал, то при включенном запрещающем, он не имеет право тормозить и останавливаться на пешеходном переходе или непосредственно на пересечении проезжей части.

Ссылаясь на эти статьи Правил Дорожного Движения, вы имеете право оспаривать решение инспектора ГИБДД, в том числе и в суде. Однако, будьте внимательны, что достаточно часто суды очень строго рассматривают подобные дела и не всегда остаются на стороне автовладельцев.

Двигаясь по перекрестку, всегда следует вспоминать слова инструктора из автошколы: «Максимально быстро убирайте машину с перекрестка». Это место является наиболее аварийно-опасным, поэтому будьте всегда внимательны и осторожны!

Что говорят Правила в 2020 году

Если загорелся желтый сигнал светофора, и водитель не может быстро остановиться в тех местах, которые оговорены в п. 6.13 ПДД, то ему можно продолжать движение. А что делать в таком случае пешеходам, если в это время они находятся посреди дороги? Они должны быстро покинуть проезжую часть, а если времени недостаточно, то нужно встать на разделяющей линии, которая делит потоки разных направлений. Данный пункт за все время ни разу не менялся, начиная с 1993 года и по настоящее время.

Комментарии к Правилам п. 6.14

Данный пункт, казалось бы, простой в понимании, однако вызывает много спорных ситуаций. Водители склоняются к личной невиновности, так как считают, что успели проскочить на желтый свет. Но инспектор ДПС настаивает на обвинении, считая, что желтый сигнал запрещает движение, и водитель нарушил ПДД.

Желтый сигнал – ехать нельзя

Данное правило нужно запомнить всем водителям. Пункт 6.2 устанавливает, что желтый свет запрещает движение любому транспорту, а также пешеходам. Но, все-таки дается исключительная ситуация в п. 6.14. Там сказано, что водитель имеет право и может двигаться по перекрестку или иному месту, которое регулирует светофор, если нет возможности остановиться, кроме экстренного торможения.

Разговор идет только о двух ситуациях:

  1. Желтый включился сразу после зеленого света.
  2. Желтый сигнал загорелся вместе с красным светом перед зеленым. В такой ситуации ехать нельзя, пока не включится зеленый свет.

Что имеют ввиду под понятием «экстренного торможения»

Спорный случай обычно возникает из-за того, что нет четкого определения «экстренного торможения». В тексте Правил на момент 2020 года такой трактовки нет. Поэтому автовладельцы и сотрудники Госавтоинспекции не могут обосновать свои доказательства.

Можно ли считать экстренным торможением следующие ситуации:

  • замедление движения с заносом, либо при сработанной системе АБС;
  • обычная резкая остановка, но без заноса или скольжения по дороге;
  • берется ли в учет «экстренность» торможения, если позади движется другой автомобиль с небольшой дистанцией?

Из текста Правил не получится найти ответы на эти вопросы, по крайней мере, в 2020 году. Но в решении практических проблем можно найти точку опоры, и последний пункт считается самым правильным.

Согласно п. 1.5, водители должны поступать так, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Это означает, что если остановка может спровоцировать аварию, то на желтый свет можно ехать.

Это обобщенное заключение, и каждая ситуация разбирается инспекторами ГИБДД отдельно в индивидуальном порядке.

Какие аргументы можно привести

Этот спорный пункт ПДД дает повод, чтобы купить видеорегистратор, и установить его на автомобиль. Существуют виды таких устройств, которые могут снимать обстановку сзади машины. Часто нарушение данного пункта определяется сотрудниками Госавтоинспекции ориентировочно. При этом не нужны специальные устройства фиксации, по сравнению с алкогольным опьянением или превышением скорости.

Административное право предполагает презумпцию невиновности. Но она работает только теоретически. В реальности судьи придерживаются того, что «нет оснований не доверять полицейскому», так как он давал присягу и не может обманывать. Такова практика использования законов в 2020 году.

Меры наказания за п. 6.14 ПДД

Мы разобрались, что желтый свет запрещает движение, и ехать на него можно только в виде исключения, которое описано отдельно. В Административном кодексе имеются меры взыскания именно за движение на запрещающий сигнал светофора, независимо от его цвета.

Перечислим и разберем их подробнее:

  1. Если водителя задержали первый раз за проезд на желтый свет, то могут наложить штраф 1 тысячу рублей, согласно КоАП ст. 12.12 ч. 1.
  2. Когда Вас поймали второй раз за год, начиная от исполнения первого взыскания, то наказание будет в виде штрафа 5 тысяч рублей, либо лишение прав от 4 месяцев до полугода, по части 3.
  3. Если проезд на желтый сигнал произошел через железнодорожные пути, то даже на первый раз вас оштрафуют на сумму 1 тысячу рублей, либо могут забрать права на срок от 3 до 6 месяцев, согласно ст. 12.10 ч. 1 КоАП.
  4. Если рассматривать случаи экстренного торможения при включенном желтом сигнале светофора, то предусмотрен специальный штраф. Если водитель решил остановиться и не ехать дальше, но пересек стоп-линию, то это грозит штрафом 800 рублей.

На все рассмотренные штрафы, кроме проезда второй раз на желтый свет, действует льготная 50% скидка, если оплата будет происходить в течение 20 дней с момента оформления постановления.

Может ли камера автофиксации быть поводом для штрафа

Камеры видео- и автофиксации нарушений ПДД часто устанавливают над перекрестками, записывая движение на запрещающие сигналы, а также остановку с пересечением стоп-линии. Но по существующим нормативным актам движение на желтый свет на камеру не снимается, и штраф за нее вам не придет.

Поэтому, если Вы проехали на желтый сигнал светофора под камеру автофиксации, то не стоит переживать, что придет штраф. Такого по закону не предусмотрено.

Читайте также «Штраф за проезд на красный свет»

Практика судов

Приведем несколько примеров решений судов, связанных с проездом на желтый сигнал светофора:

  • Саранский суд не отменил постановление инспектора ДПС, который выписал водителю штраф за проезд на красный сигнал светофора. Но водитель доказывал, что ехал на желтый свет. В документах есть данные свидетелей, а также условия совершения дорожной аварии.
  • Тверской областной суд также оставил без изменения постановление инспектора ГИБДД, так как посчитал, что доводы водителя незначительны. Водителя привлекли к ответственности, согласно ст. 12.12 ч. 3 за то, что он второй раз проехал на желтый свет. Приложены доказательства с фотоснимками, на которых просматривается, что он на желтый свет пересек стоп-линию и не мог затормозить.

Желтый свет вызывает много спорных моментов на дороге, поэтому необходимо быть внимательным при подъезде к перекресткам, регулируемым светофорами, и заранее останавливаться.

По закону

В 2018 году такой маневр считается нарушением. Если инспектор его заметит, то он выпишет штраф суммой 1000 рублей. Это прописано в КоАП ст. 12.12. Также в этом пункте есть часть, где указано, что если же проезд на желтый свет светофора вновь повторится в течение 6 месяцев, то водитель будет оштрафован на 5 тысяч рублей, либо лишен прав на срок 4-6 месяцев по решению суда. Как правило, после первого штрафа большинство автомобилистов больше не допускают такое нарушение.

Многие водители, нарушив это правило, пытаются его оспорить, ссылаясь на то, что могли остановиться, но при этом создалась бы аварийная ситуация. Раньше у большинства автомобилистов удавалось это сделать, но сейчас проезд перекрестка фиксируется камерами, особенно в больших городах. Поэтому чаще всего суд встает на сторону ДПС.

Стоит понимать, проезжать перекресток на такой свет светофора опасно, так как автомобилистам с другого направления уже разрешено движение. Поэтому в случае ДТП одним штрафом отделаться не получится. В таких авариях повреждения довольно сильные, а нередко ценой такого маневра становится жизнь водителя, пассажиров или пешеходов. Также не стоит забывать, что если светофор установлен на определенном участке дорог, то это сделано не просто так, а для безопасности.

Можно ли ехать на желтый свет

Итак, проезд на желтый цвет – нарушение или нет? Говоря о таком свете необходимо отметить, что согласно статистике именно он признан наиболее опасным. Зачастую столкновение машин и серьезные аварии имеют место как раз в ситуациях, когда один автомобилист решил, что он еще успеет проехать, поскольку красный еще не включился, а второй принял решение немного раньше тронуться, поскольку красный уже не горит. Рассуждая таким образом, они несколько теряют бдительность и такое столкновение становится неприятной неожиданностью для обоих участников ДД.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх