Юридическая справка

Консультации онлайн

Кейсы

Как подтвердить, что затраты и цена продукции ГОЗ соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке.

Что, если вы не монополист, не один из воротил, а просто решили выйти на рынок гособоронзаказа (ГОЗ), чтобы избавиться от излишков и получить немного денег? По какой цене продавать, а главное закупать продукцию и комплектующие? Обычно цена на товарном рынке – это цена сделки, добровольно признанная сторонами справедливой. Реальные затраты продавца, себестоимость, на обычном рынке никого из покупателей не интересует. Другое дело – ГОЗ. Здесь денежные вопросы прописаны, жестко регламентированы, и в них много «подводных камней».

С вопросом обоснования цены участник ГОЗ сталкивается как минимум дважды. Сначала как поставщик (исполнитель), при обосновывании начальной максимальной цены контратка (НМЦК).

Важно соблюдать приоритет использования методов анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены при определении поставщиков ГОЗ. Превышение цен является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ необоснованного завышения цены (Постановление от 2 декабря 2017 года № 1465). Формы документов и РКМ для НМЦК можно найти в Приказе ФАС России от 26 августа 2019 г. № 1138/19.

Затем уже как покупатель (заказчик). Распоряжаясь средствами со спецсчета в уполномоченном банке или лицевого счета в казначействе, он должен доказать, что деньги, во-первых, не ушли на цели, не связанные с выполнением конкретного контракта ГОЗ, во-вторых, что затраты оправданы.

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Как подтвердить, что затраты экономически обоснованы?

Полный перечень затрат на создание оборонной продукции изложен в новом Приказе Минпромторга от 08.02.2019 N 334. Применяется в отношении договоров, заключенных после 29 апреля 2019 года. По ранее заключенным договорам действует Приказ от 23.08.2006 г. N 200. Остановимся на основных позициях:

Затраты на оплату труда. Зависят от трудоемкости и тарифных ставок. Накладные расходы (общехозяйственные и общепроизводственные). Состав затрат отличается от принятого в бухгалтерском и налоговом учетах. Размер зависит от метода распределения, который, в свою очередь, подтверждается учётной политикой организации и раздельным учетом. Материальные затраты. Как быть с самой большой статьей — покупкой материалов и комплектующих (работ, услуг производственного характера)? Это прямые затраты и в ГОЗ. Они относятся на себестоимость продукции исходя из норм и нормативов расхода и цен приобретения. Нормативы расхода, нормирование — отдельная тема, в которую можно нырнуть очень глубоко. Остановимся на обосновании уровня цены приобретения.

Необходимо подтвердить, что продукция, в том числе материалы и комплектующие изделия, поставляется в соответствии с техническими условиями, техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными документами.

Типичные ошибки при обосновании трудовых и материальных затрат в 2020 году.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Итак, как обосновывать ценовой уровень затрат.

Как обычному коммерческому предприятию доказать, что материальные затраты соответствуют уровню, сложившемуся на товарном рынке? В п.37 Постановления 1465 от 02.12.2017 г. приведен перечень документов, представляемых вместе с предложением о цене продукции. В том числе в случае использования метода сравнимой цены:
— сведения о предлагаемой цене на продукцию;
— пояснительные материалы в произвольной форме, обосновывающие выбор сравнимой продукции для определения цены на планируемую к поставке продукцию;
— сведения о цене на сравнимую продукцию с соответствующими пояснительными материалами в произвольной форме;
— расчеты и обоснования цены на планируемую к поставке продукцию в произвольной форме.
Из практики следует, что самый лучший способ — провести конкурентную закупку (аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок).

Исполнители ГОЗ обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие, работы, услуги, если установленная или предлагаемая цена более чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, относительно цен предыдущих периодов.

Перечень операторов электронных площадок для государственных (по 44-ФЗ) и корпоративных (по 223-ФЗ) закупок приведен в Распоряжении от 12 июля 2018 г. № 1447-р:
1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
4. Акционерное общество «ТЭК — Торг»
5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»
7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»
8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

Существует много коммерческих площадок. Но коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы.

Что делать, если нет возможности выйти на электронную площадку? Предлагаем воспользоваться методиками, используемыми для обоснования НМЦК в закупках. Здесь пригодится Приказ Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта…».

Существует пять утвержденных законом методов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Приоритетный способ — метод анализа рынка. На нем и остановимся.

Итак, порядок действий по максимуму (выбираете то, что вам подходит).

Во-первых, определяете потребность в конкретном товаре, работе, услуге в соответствии с техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными нормативно-техническими документами, относящимися к данному заказу ГОЗ.

Во-вторых, проводите анализ рынка. Что для этого можно сделать:

1. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем трем, а лучше пяти поставщикам (подрядчикам), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.
В запросе перечисляются сведения о наименовании и основных характеристиках товара, работ, услуг, требуемом их количестве, перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности. Обязательно следует указать основные условия исполнения договора (указание о том, что закупка выполняется в рамках ГОЗ; о необходимости открывать отдельный счет и вести раздельный учет; ИГК; предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара), а также срок предоставления ценовой информации. В конце запроса ценовой информации обязательно надо указать контактное лицо, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

2. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

3. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика.

4. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

    — цена товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц (публичная оферта);
    — прайс-листы поставщиков с их официального сайта;
    — котировки на российских биржах и иностранных биржах;
    — котировки на электронных площадках;
    — данные государственной статистической отчетности о ценах;
    — цены на официальных источниках информации гос. органов и международных организаций;
    — данные о рыночной стоимости объектов оценки;
    — информация информационно-ценовых агентств на условиях раскрытия методологии расчета цен.

Не рекомендуется использовать ценовую информацию:
представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;
— полученную из анонимных источников;
— содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих его требованиям;
— не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

В-третьих, определяете среднюю цену, рассчитываете отклонения и сопоставляете условия.

Цены, используемые в расчетах, надо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки с помощью коэффициентов или индексов, с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В том числе могут быть учтены следующие условия:

    — срок исполнения контракта;
    — количество товара, объем работ, услуг;
    — наличие и размер аванса по контракту;
    — место поставки;
    — срок и объем гарантии качества;
    — изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг);
    — дополнительная номенклатура (комплектация);
    — размер обеспечения исполнения контракта;
    — срок формирования ценовой информации;
    — изменение в налогообложении;
    — масштабность выполнения работ, оказания услуг;
    — изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
    — изменение таможенных пошлин.

По умолчанию ценовая информация считается актуальной полгода. Коммерческие предложения от прошлой закупки можно приводить к текущему периоду, высчитывать коэффициенты:

ВАЖНО! Определить Коэффициент вариации (разброса цены) по формуле:

Если коэффициент вариации превышает 33%, провести дополнительный поиск информации.

И, наконец, расчет цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):

Цена, рассчитанная по всем правилам, не должна быть существенно выше средней по региону.

В-четвертых, оригиналы использованных при определении, обосновании цен документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке. Срок законом не установлен. Но, исходя из срока, установленного в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554 для хранения Отчета об исполнении государственного контракта, 5 лет.

Какие обстоятельства свидетельствуют о том, что нет завышения цены ГОЗ:
поставщик (исполнитель, подрядчик) не занимает доминирующее положение;
— цена ранее анализировалась в рамках рассмотрения информации о повышении цен;
— цена сформирована по результатам конкурентных процедур, проведенных в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;
— цена субъектом естественной монополии не превышает определенные для него в соответствии с законодательством РФ цену (тариф) и (или) их предельный уровень;
— цена на продукцию ГОЗ подлежит государственному регулированию и не превышает цену на такую продукцию, зарегистрированную на соответствующий период;
— цена сформирована с учетом данных о ценах на продукцию, публикуемых органами государственной статистики, аналитических агентств и (или) биржевых значений в соответствующем периоде;
— цена не влечет риска увеличения цены продукции ГОЗ;
— цена изменилась в соответствии с фактическими изменениями показателей сценарных условий и параметров прогноза социально-экономического развития РФ, в равной степени повлиявшими на всех участников рынка.
Приказ ФАС России от 23 марта 2018 года № 362/18

Надеемся, нам удалось достаточно сильно потоптаться по вашим мозолям, чтобы у вас возникло желание заняться изучением темы гособоронзаказа всерьез.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ

Все как-то забывают, что при закупках существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, а также ответы на вопросы:
— кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
— льготы в обеспечении заявки;
— льготы в обеспечении исполнения контракта;
— льготы при демпинге;
— льготы при оплате;
— предельный размер штрафов и т.д.,

Основные нарушения в сфере закупок ГОЗ и их последствия.

Нарушение Санкции
Принятие решения о размещении ГОЗ у единственного поставщика в случае, если определение поставщика в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Штраф на должностных лиц 100 тыс. руб.(ст.7.29 КоАП).
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию ГОЗ. Штраф на от 300 тыс. до 1 млн. руб.(ст.14.55.2 КоАП).
Изменение условий гос. контракта ГОЗ, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий гос. контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Штраф 500 тыс. руб. Если такие действия повлекли дополнительное расходование средств бюджета или уменьшение количества товаров, объема работ, услуг — штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены.(ст.7.32 КоАП).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

К участникам закупки вооружения, военной и специальной техники по гособоронзаказу, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлено дополнительное требование. Предоставление справки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (Постановление от 18.07.2019 N 932).
Процедура выдачи справок в Приказе МВД от 27.09.2019 N 660.

Список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Типичные ошибки при обосновании трудовых и материальных затрат в 2020 году.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Нужна юридическая помощь? Обращайтесь к нашим партнерам Долги.Налоги.Доли.

Уточнить стоимость полного ведения дела и записаться на первичную консультацию можно по телефону +7 (900) 63-55-600.

Долги.Налоги.Доли. Юридическая помощь по защите интересов поставщиков и подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам в антимонопольной службе и арбитражном суде, в том числе:
— снижение санкций (штрафов и пеней) по нарушениям исполнения государственных и муниципальных контрактов;
— взыскание неустоек и санкций с заказчика по нарушениям условий контракта;
— взыскание задолженности по государственному и муниципальному контракту;
— обжалование проекта контракта в антимонопольном органе в случае если условия контракта, нарушают закон и права участников закупки до окончания срока подачи заявок на участие;
— обжалование необоснованного отказа заказчика от подписания контракта с победителем аукциона

Желаем успехов в прохождении конкурсных процедур! Если в результате победы в конкурсе вы стали исполнителем гособоронзаказа (ГОЗ), обращайтесь в НТЦ АПБ.

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа

В п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ указано, что счета ГОЗ — это обязательное условие для расчетов по контрактам. Его открывают как головные исполнители, так и другие исполнители гособоронзаказа. Но если субподрядчик не открыл отдельный счет, это не причина освобождения подрядчика от необходимости перечислить деньги в счет оплаты выполненных работ.

В ч. 3 ст. 8.1 275-ФЗ указано, что отдельный счет открывается по каждому госконтракту отдельно. В ней же прописано, что головной исполнитель обязан выбрать из направленного ему государственным заказчиком перечня уполномоченных банков один, который проводит банковское сопровождение. Исключение — сопровождаемую сделку перевели на банковское сопровождение из уполномоченного банка в иной уполномоченный банк по решению правительства.

Деньги, которые переводит исполнителю государственный заказчик, являются целевыми и предназначены непосредственно для затрат по ГОЗ. Если финансовые средства будут использованы не по назначению, то на поставщика накладывают определенные санкции. Открытие счета по 275 ФЗ производится для расчетов между государственным заказчиком и головным исполнителем. Отдельный счет закрывается сразу после того, как уполномоченный банк подтвердит полное исполнение госконтракта.

В пп. 3 п. 1 ст. 12 275-ФЗ говорится, что прибыль по гособоронзаказу нормируется сверху Правительством РФ. Норма прибыли по ГОЗ установлена Постановлением 1465 от 02.12.2017 в пункте 54. Ограничение плановой рентабельности при установлении цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, не должна превышать:

  • 20% от суммы собственных затрат;
  • 1% от суммы, которую составляют привнесенные расходы.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Что включается в издержки по ГОЗ

В апреле 2020 года вступил в силу новый Приказ Минпромторга России № 334 от 08.02.2019, устанавливающий перечень и состав затратных статьей по ГОЗ. До этого момента перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа, регламентировался Приказом Минпромторга от 23.08.2006 № 200. Новый Приказ внес изменения в состав признаваемых затрат, а также в порядок их признания. Расходы исполнителя ГОЗ подразделяются на:

  • прямые — непосредственно включаемые в себестоимость;
  • распределяемые — формируемые в целом по предприятию и включаемые в себестоимость пропорционально выбранной базе распределения. Приоритетным показателем, на основании которого производится распределение, является заработная плата основных работников.

Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции по ГОЗ.

Наименование статьи затрат Что включается Пункт Приказа 334
Прямые
Материальные
  • Приобретение сырья, материалов, вспомогательных материалов, комплектующих и полуфабрикатов, используемых при производстве продукции;
  • транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением, доставкой и хранением вышеуказанных материальных ресурсов: транспортные услуги, страхование грузов, таможенные пошлины;
  • возвратные отходы;
  • работы и услуги производственного характера сторонних организаций: отдельные операции, переданные на субподряд, проведение испытаний и др.;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • тара и упаковка.
13
На оплату труда Основная и дополнительная зарплата основных производственных рабочих, инженерно-технических и иных работников, непосредственно занятых в производстве продукции:

  • к основной относятся зарплата, премии, надбавки и др.;
  • к дополнительной, например, отчисления в резерв на оплату отпусков.
14
Страховые взносы Сумма страховых взносов, исчисленных по установленным законодательно тарифам, на оплату труда основных работников (по п. 14), на социальное, медицинское, пенсионное и страхование от несчастных случаев на производстве. 15
Подготовка и освоение производства Затраты на освоение и запуск новых видов продукции и производства, в том числе НИОКР. 16
Специальная технологическая оснастка Приобретение, изготовление и ремонт спецоснастки, имеющей индивидуальные характеристики и предназначенной для производства конкретной продукции. 17
Специальные Содержание испытательных лабораторий, изготовление техдокументации, устранение выявленных недостатков и иные спецрасходы, поименованные в приложении 4 к Приказу 334. 18
Командировочные расходы Расходы на командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции: суточные, проезд и проживание. 21
Прочие прямые затраты Остальные, непосредственно связанные с производством продукции по ГОЗ расходы:

  • обязательное страхование;
  • обслуживание банковской гарантии по контракту;
  • специсследования и сертификация и др.
22
Распределяемые
Общепроизводственные Затраты, связанные с управлением и обслуживанием производств. 19
Общехозяйственные Затраты, связанные с управлением деятельностью всей организации. 20

При расчете себестоимости продукции по контракту ГОЗ нельзя включить следующие расходы на (п. 23 Приказа 334):

  • представительские;
  • участие в выставках;
  • рекламу и сувенирную продукцию;
  • участие в семинарах, конференциях, симпозиумах, не связанных с гособоронзаказом;
  • зарубежные командировки;
  • добровольное медицинское и пенсионное страхование работников свыше 3% от суммы расходов на оплату труда, если включение таких расходов приведет к росту цены продукции более чем на 0,5%;
  • капитальные вложения по приобретению или созданию основных средств и НМА;
  • содержание обслуживающих производств и хозяйств, не связанных с исполнением ГОЗ. К ним относятся: организации ЖКХ, мастерские бытового обслуживания, столовые и буфеты (кроме тех, которые обслуживают трудовой коллектив), детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории, иные оздоровительные или культурно-просветительские учреждения.

Состав затрат по гособоронзаказу определяется Приказом Министерства промышленности и торговли № 334 от 08.02.2019. Он вступает в силу 30.04.2019 и отменяет действовавший ранее Приказ № 200 от 23.08.2006.

Приказ № 334 закрепляет новый порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к Приказу № 334.

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в Приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) П. 13
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе П. 14
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) П. 15
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты П. 16. Состав пусковых издержек закреплен в Приложении № 2 Приказа, на подготовку и освоение новых видов продукции — в Приложении № 3
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения П. 17
Специальные — включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции П. 18. Состав закреплен в Приложении № 4 Приказа
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 21
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 22
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ П. 34
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями П. 35, абз.10, п. 41, абз. 7, п. 45.1

К общепроизводственным относятся издержки по управлению и обслуживанию производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении № 5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.

Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, а также с содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении № 6 Приказа.

Привнесенные затраты — это издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу.

Цены на продукцию по ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом № 200 от 23.08.2006, не пересматриваются и не меняются.

Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными Приказом ФАС № 116/18 от 31.01.2018.

Плановая и отчетная калькуляция

Отчетная калькуляция ГОЗ — это форма № 3 Приказа № 116/18, в которой отображаются фактические затраты по статьям калькуляции по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета.

На основании ст. 7.1 275-ФЗ, заказчик в обязательном порядке должен включать в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.

В рамках контроллинга ценообразования по гособоронзаказу Федеральной антимонопольной службой разработаны отчетные формы госисполнителя и исполнителя. Утверждены они Приказом ФАС от 31.01.2018 № 116/18. Чтобы военное представительство, к которому прикреплена организация, утвердило цену контракта, должны быть представлены плановая (форма № 2) и отчетная калькуляция ГОЗ (форма № 3).

Группировка затратных статей в них соответствует правилам, установленным Приказом № 334. Плановая калькуляция предназначена для формирования стоимости новой продукции. Отчетная же отражает данные о реально понесенных затратах на производство ранее поставленной продукции. Если ранее продукция не поставлялась, то на ее аналог. Формы, утвержденные Приказом ФАС 116/18, обязательны для применения всеми организациями, участвующими в исполнении ГОЗ.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Индексация калькуляционных статей затрат ГОЗовской продукции

Метод индексации по статьям затрат применяется при формировании цены с длительным технологическим циклом производства (более трех лет), и при этом невозможно применение более приоритетных методов определения цены. Данный метод индексации не применяется для установления цен НИОКР, сервисного обслуживания, ремонта, утилизации и других видов работ и услуг.
Рекомендации приказа ФСТ от 18 апреля 2008 года N 118 и протокола Военно-промышленной комиссии от 19 декабря 2012 года N 13 определяли методику формирования цены продукции гособоронзаказа индексированием по статьям затрат.
Индексирование применяется при расчете цены продукции с длительным технологическим циклом производства. Технологический график производства является основой определения затрат будущих периодов. В качестве базы используется стоимостная оценка затрат в условиях первого года (базового года) производства. Определение затрат второго года и последующих лет рассчитывается путем индексации по статьям затрат, сформированных в условиях базового года.
Индексированию подлежат только расходы по оплате труда и материальные расходы, включая затраты на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, специальную технологическую оснастку, специальные и другие затраты (Приказ ФСТ России от 02.08.2012 №134 «Об утверждении Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу»).
Остальные затратные статьи не индексируются, а определяются расчетным путем. Для индексации применяются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс оплаты труда (индекс ОЗП) и индексы цен производителей (ИЦП).
Величины дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды рассчитываются путем умножения проиндексированной величины основной заработной платы основных производственных рабочих на соответствующий норматив.
Статьи затрат, определяемые котловым методом или состоящие из нескольких статей расходов, рекомендуется разагрегировать по статьям затрат с последующей их индексацией.
При расчете накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных затрат) использовались Методические рекомендации Приказа ФСТ от 15 декабря 2006 г. № 395 дсп (утратили свою силу по приказу ФСТ от 6 июня 2012 года).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх