Юридическая справка

Консультации онлайн

Меры административного воздействия

Меры административного правового воздействия, принимаемые органами федеральной службы безопасности.

Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.

Виды воздействия:

  1. убеждение
  2. принуждение

Методики:

  1. экономические
  2. административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

  1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ.
  2. Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
  3. Направлено на неподчинённые им объекты.
  4. Носят властный, активный характер.
  5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.

ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.

В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:

  1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
  2. разъяснение
  3. обоснование
  4. обсуждение
  5. внушение
  6. поощрение
  7. показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.

  1. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.

Виды принуждения:

  1. Меры предупреждения
  2. Меры пресечения
  3. Иные меры
  1. Меры предупреждения ОФСБ :

— отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам
— прекращение, аннулирование согласия на допуск
— приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами
— заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ
— закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом
— нахождение лица под судом или следствием
— наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной
— постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд
— выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной безопасности
— уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений

Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке.
Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) :

  1. расторжение с лицом трудового договора или контракта
  2. наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»
  3. однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной :

  1. наличие документов
  2. отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ
  3. отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

  • предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ

Административное задержание

  • предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности

Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания

  • установление личности лица
  • составление протокола об административном правонарушении
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующие сведения:
    1. время, место составления протокола
    2. должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол
    3. основания задержания

Срок задержания для установления личности 3 часа. Срок исчисляется с момента доставления лица в соответствующее учреждение. Личный досмотр регламентируется КоАП и заключается в тщательном обследовании вещей, обуви лица, а при необходимости и его тела. Личный досмотр осуществляется лицом того же пола с участием двух понятых того же пола. О проведении личного досмотра уведомляется прокурор.

Меры предупреждения и пресечения:
-административное задержание лица
— административный арест имущества юридического лица
— личный досмотр
— досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудия охоты и рыбной ловли
— отстранения от учреждения ТС
— освидетельствование на состояние опьянения

Порядок применения этих мер регламентируется нормами гл.19 КоАП, законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами («Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995г.)

Административное воздействие – осуществление органом исполнительной власти (ФСБ РФ) системы юридически значимых действий в связи с реализацией им права (обязанности) на применение методов, предусмотренных нормами административного права.
Общие методы управления : убеждение и принуждение. По способам воздействия различают экономическое и административное.
Административное воздействие со стороны органов исполнительной власти предполагает комплексное использование методов управления.
Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органов исполнительной власти. Оно характеризует внешнюю деятельность органа, которая вступает в правоотношения с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе норм административного права. ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мер административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим является следующее:

  1. они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП)
  2. они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие носит активный, властный характер и направлено на эффективное решение задач обеспечения государственной безопасности
  3. всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов исполнительной власти
  4. в силу того, что административное воздействие осуществляется вопреки воли и интересов объекта, и в отдельных случаях вызывает неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер принуждения и убеждения строго регламентировано законами и подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое соблюдение законности и учёт права и свободы человека и гражданина.

В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных на пресечение преступлений, меры административного воздействия применяются в основном с целью предупреждения и пресечения антиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления.
ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительные меры:

  1. высказывание мнения о нежелательности выдачи отдельным лицам допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным сведениям
  2. прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск
  3. приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на работу с секретными документами
  4. вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Меры административного пресечения, применяемые ОФСБ:

  1. Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых административно-правовых режимов.
  2. Отзыв или аннулирование лицензий.
  3. Временное ограничение работы отдельных участников предприятий, нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.

Применяемые к физическим лицам:

  1. административное задержание
  2. личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей
  3. изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному обращению или являющихся орудиями и средствами совершения правонарушения.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх