Юридическая справка

Консультации онлайн

Срок ответа на запрос полиции

Здравствуйте, Тамара Александровна!

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.
За непредставление или несвоевременное представление информации по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии.
При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий:
1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении;
2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
3) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

Рекомендую Вам перезвонить по номеру телефона, указанному в электронном письме и убедиться, что запрос направлен действительно из полиции. Если так, то Вам пришлют запрос также в письменном виде по почте в случае необходимости. По электронной почте запрос направили для оперативности и экономии бумаги. В полиции сотрудники зачастую покупают её за свои деньги.

В любую организацию может поступить запрос из полиции, Следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Они могут запросить почти любую информацию.

Полномочия правоохранительных органов в настоящее время очень широки, поэтому отказ предоставить запрашиваемую информацию и необходимые документы может привести к обыску или выемке.

  • Правоохранительные органы — это обособленная группа государственных органов (государственных служб), уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
    К ним относятся: органы прокуратуры, внутренних дел (полиция), Следственный комитет, Росгвардия, ФСБ, МЧС, службы судебных приставов и исполнения наказаний министерства юстиции и правоохранительные подразделения таможенной службы.

При получении запроса из правоохранительных оранов рекомендуется проверить на всякий случай мотивировку запроса и способ, которым запрос был направлен в организацию.

Требования к обоснованности запроса сейчас самые минимальные: достаточным считается указание ссылки на материал проверки сообщения о преступлении (КУСП) или номер уголовного дела.

Правоохранительные органы не обязаны раскрывать в запросе конкретные фактические обстоятельства, для проверки которых нужны запрашиваемые сведения или документы. При этом мы не вправе ознакомиться с материалами проверки или уголовного дела, чтобы оценить обоснованность запроса.

Чаще всего запросы правоохранительных органов доставляются непосредственно в офис или направляются по «Почте России» на почтовый адрес, зарегистрированный в ЕГРЮЛ. (Если запрос направлен, к примеру, по факсу, целесообразно направить встречный запрос с просьбой передать оригинал запроса, т.к. суд может признать, что запрос по факсу не имеет юридической силы без направления оригинала документа.)

Организация обязана представить ответ на запрос в срок, указанный в запросе. Минимальный срок для ответа в законе не установлен. Поэтому обычно правоохранительные органы требуют направить запрашиваемые сведения или документы в течение нескольких рабочих дней или даже «незамедлительно».

Если в запросе не указан срок для предоставления ответа на запрос, то это не значит, что можно затягивать время с ответом.

Если подготовка ответа на запрос из правоохранительных органов потребует от нас все же некоторого времени, то желательно обратиться в запрашивающий орган с просьбой о продлении срока на подготовку ответа.

Как правило, в запросе указан номер телефона ответственного исполнителя — должностного лица правоохранительного органа. Можно связаться с ним по указанному номеру телефона и пояснить причины, по которым нам потребуется больше времени на подготовку ответа на запрос. После телефонного разговора следует направить на имя этого должностного лица письменное ходатайство с просьбой продлить срок для представления нашего ответа.

Запросы правоохранительных органов направляются в организации, как правило, в рамках оперативно-розыскной деятельности и при расследовании уголовных дел.

Так, представители полиции вправе запрашивать у организаций и должностных лиц любую необходимую информацию, справки, документы и их копии, персональные данные физических лиц. Для этого полиция направляет мотивированный запрос. Запросы могут быть связаны с уголовными делами, которые расследуются в компетенции МВД РФ (мошенничество, растраты и др.) или связаны с проверкой сообщений о совершении преступлений.

Следственный комитет вправе запрашивать от руководителей и других должностных лиц организаций любую необходимую информацию, материалы, статистические и иные сведения. Следователь может потребовать, чтобы организация выделила специалиста организации для получения от него исчерпывающих пояснений по возникшим вопросам.

Запросы следователей чаще всего связаны с налоговыми преступлениями, невыплатой заработной платы и рейдерством.

Уполномоченные лица ФСБ России также вправе запрашивать любую информацию у организаций. При этом в законе нет оговорки, что запрос возможен только при проверке сообщений о преступлениях или расследовании уголовных дел, поэтому запросы ФСБ могут быть не мотивированы. Обычно ФСБ запрашивает информацию по уголовным делам об экономических преступлениях, которые выявили оперативные сотрудники службы.

Обратите внимание! Поскольку правоохранительные органы вправе запросить у нас любую информацию и документы, то документы и сведения, отнесенные к коммерческой тайне или к персональным данным, не являются исключением!

Никакой закон не запрещает правоохранительным органам запрашивать оригиналы документов, поэтому такое требование в запросе будет всегда правомерным. Если мы не можем представить некоторые оригиналы документов по той причине, что они необходимы нам для текущей работы, то об этом нужно обязательно сообщить в ответе при условии предоставления надлежаще заверенных копий запрашиваемых документов.

Организации обязаны предоставить сведения и документы (завернные копии документов) безвозмездно.

Пожалуйста, сохраняйте запросы и копии всех ответов и приложений к ним. Если правоохранительные органы продолжат проверку или возбудят уголовное дело, у организации должна быть точная информация, какие сведения и документы могут быть использованы вопреки ее интересам.

За уклонение от представления ответа на запросы правоохранительных органов нам грозит привлечение к ответственности по статье 17.7 КоАП РФ, если запрос был направлен в рамках расследования уголовного дела. В этом случае организации может быть назначен штраф от 50 до 100 тысяч рублей либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. При этом руководителя организации могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до одного года.

Если уголовное дело еще не возбуждено, организация несет ответственность по статье 19.7 КоАП РФ. В этом случае максимальный штраф — 5 тысяч рублей.

Обращение в адрес МВД России и его руководства может быть направлено посредством:

Операторов почтовой связи с доставкой ими корреспонденции в здание Министерства внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991.

Официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации – https://мвд.рф.

Почтового ящика, установленного на контрольно-пропускном пункте при входе в Министерство внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16.

Факсимильной связью на телефонный номер 8 495 667 79 08.

Обращение может быть также подано в ходе личного приема руководителей и уполномоченных должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации в Приемной МВД России расположенной по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11.

Рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России осуществляется на основании:

Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.

Обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней со дня поступления в Министерство внутренних дел Российской Федерации и рассмотрению в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.

Если в обращении не содержится информации о результатах рассмотрения обозначенных вопросов соответствующими территориальными органами внутренних дел и разрешение этих вопросов не относится к исключительной компетенции подразделений центрального аппарата Министерства, оно будет направлено для рассмотрения по существу в территориальные органы внутренних дел. При этом уведомление гражданину о переадресации обращения в органы, организации и подразделения системы МВД России не направляется (данная позиция поддержана решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2018 г. по делу № АКПИ18 — 534).

О результатах заявителю направляется ответ в письменном виде или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, информирование по телефону о поступлении обращения, дате его регистрации и регистрационном номере, о подразделении, осуществляющем рассмотрение обращения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещается.

Установленный порядок обусловлен необходимостью защиты прав заявителей, поскольку разглашение сведений о факте обращения в органы внутренних дел неустановленному лицу может создать угрозу безопасности обратившегося гражданина, а также требованиями Федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Данная информация может быть предоставлена по запросу направленному в электронном виде через официальный сайт МВД России – мвд.рф или в письменной форме через операторов почтовой связи по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991, с указанием адреса для ответа такого же, как в обращении, сведения о котором запрашиваются.

Перечисленные сведения также сообщаются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Если Вы считаете, что в результате действий (бездействия) должностных лиц системы МВД России нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, в том числе отсутствует ответ на обращение, Вы вправе обжаловать указанные действия (бездействие), обратившись к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган внутренних дел или в прокуратуру с соблюдением требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Жалобы на решения, принятые должностным лицом структурного подразделения органа внутренних дел, подаются руководству данного органа. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.

В случае несогласия с ответом территориального органа МВД России на региональном уровне по результатам рассмотрения Вашей жалобы Вы можете обратиться в структурное подразделение центрального аппарата Министерства, к компетенции которого относится решение поставленного вопроса, или в МВД России.

Помимо этого, Вы вправе обжаловать действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел в судебном порядке.

Приемная МВД России располагается по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11 (ближайшие станции метро «Сухаревская», «Цветной бульвар»).

Режим работы Приемной МВД России для граждан: понедельник, вторник, четверг, пятница с 10 часов до 16 часов, среда с 10 часов до 20 часов, первая и третья суббота месяца с 10 часов до 14 часов. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Приём граждан руководящим составом Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется с 10 часов до 13 часов в соответствии с графиком, который ежемесячно размещается на официальном сайте МВД России – мвд.рф в подразделе «График приема граждан» раздела «Для граждан».

Запись на личный прием производится при личном обращении в Приемную МВД России, а также на основании заявления, направленного в адрес МВД России в письменной или в электронной форме.

Кроме того, записаться на личный прием возможно по телефону 8 495 667 72 64 с понедельника по пятницу включительно с 8 часов до 10 часов.

Не знаю как вам, а мне отношения между мелкими (и не очень мелкими) предпринимателями и государством, напоминают отношения между подопытными животными в виварии, и группой неумелых, но горящих любопытством, преисполненных исследовательским энтузиазмом студентов.

Причем, эту группу исследователей не покидает чувство удивления – как это – не смотря на все их старания подопытные еще живы.

К наиболее активным участникам в этой группе, по моему мнению, можно отнести и представителей различных правоохранительных структур, прежде всего – ОЭБиПК – его часто путают с когда-то существовавшей в советское время службой БХСС, но при внешней схожести круга решаемых задач и используемых методов, разница между ними, все же, огромная; прежде всего, из-за представлений о должном и допустимом, проще говоря – о соблюдении принципа законности; если для инспектора ОБХСС соблюдение этого принципа являлось основополагающим в его деятельности, то для очень многих сотрудников структуры со сложно произносимым названием, законность – это что-то абстрактное, легко заменяющееся иными понятиями, где закон, не более, чем своеобразный «камуфляж» за которым скрывается уже упоминавшийся выше энтузиазм исследователя.

Одним из таких методов «исследования» является запрос о предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, и совершенно невозможно спрогнозировать, чем закончится для особо законопослушного предпринимателя предоставление всего, что от него требует «исследователь в погонах».

При этом вид казенной бумаги, где солидно, со ссылками на статьи законов, о предпринимателя требуют предоставить информацию не только о нем, но и о его деловых партнерах, и финальная угроза привлечения к ответственности, ежели требуемая информация не будет представлена в срок, действует на предпринимателя совершенно гипнотическим образом.

И он, уже не пытаясь задать себе элементарные вопросы – а на коком, собственно, основании, он должен предоставить всю подноготную о себе, и какие последствия за такую откровенность его ждут, покорно несет все, что от него требуют.

Чтобы, хотя бы отчасти, нейтрализовать гипнотический эффект от таких запросов, попробуем «препарировать» один из таких, кстати, подлинных запросов, с которым мне пришлось разбираться по просьбе одного из представителей мелкого бизнеса.

По вполне понятным причинам я привожу только ту часть запроса, которую мы будем анализировать.

Итак, вот этот запрос.

В связи с проводимой Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве проверкой, осуществлением функций по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых и экономических преступлений, а также установлением фактов легализации и отмывания денежных средств через фиктивные организации, руководствуясь п. 4 ст. 10, п. 10 ст. 12, п.п. 4, 10 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции» № З-ФЗ от 07.02.2011, ст.ст. 2, 6, 7, 13, 15 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144- ФЗ от 12.08.1995 г., Вам надлежит предоставить имеющиеся сведения по взаимоотношениям между ……………., а именно заверенные копии документов (договора, дополнительные соглашения, счета, счета- фактуры, товарные накладные, расходные накладные, акты, платёжные поручения, государственные таможенные декларации) с ………. года по настоящее время.
Также прошу предоставить: 1. Оборотно-сальдовую ведомость по счету: № 60 расчёты с поставщиками, (с расшифровкой по контрагентам, указанием ИНН, суммой платежа, наличие дебиторской или кредиторской задолженности, дату первого и последнего платежа); 2. Оборотно-сальдовую ведомость по.счету: № 76 расчёты с разными дебиторами и кредиторами (с расшифровкой по контрагентам, указанием ИНН, суммой платежа, наличие дебиторской или кредиторской задолженности, дату первого и последнего платежа); 3. Заверенную копию акта налоговой проверки.
Информацию предоставить нарочным в течение 5 рабочий дней, считая с даты получения данного запроса по адресу: г. Москва,
По готовности связаться с инициатором — оперуполномоченным 2 ОРЧ ОЭБиПК УВД по …….
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный на срок до 15 суток.

Среди многочисленных статей ФЗ «О полиции», перечисленных в приведенном тексте запроса, следует обратить внимание на п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», который предоставляет полиции право «для выполнения возложенных на нее обязанностей» «в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию…».

Здесь мы видим три основания для направления запроса:

— наличие расследуемого уголовного дела;

— дела об административном правонарушении;

— проведения проверок о зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Как видим, никаких оснований для «получения на безвозмездной основе» требуемой информации в приведенном тексте запроса не приведено, функции «по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых и экономических преступлений, а также установлением фактов легализации и отмывания денежных средств» относятся к повседневной деятельности полиции и не могут рассматриваться в качестве основания для истребования какой-либо информации.

Теперь, когда нам стало понятно, что запрос никоим образом нельзя считать мотивированным, разберемся и с остальными ссылками на статьи ФЗ «О полиции» в том порядке, в каком они указаны в запросе.

Итак, ч.4 ст.10 – «Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей».

Ну, во-первых, тут говорится о государственных и муниципальных органах и общественных объединениях, организациях, а запрос направлен в адрес субъекта предпринимательской деятельности; во-вторых, «оказывать содействие», и предоставлять информацию о себе, совсем не одно и тоже, именно поэтому законодатель, в отдельной норме выделил право полиции на получение информации.

Пункт 10 ч.1 ст.12 к числу обязанностей полиции относит осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Так, причем тут коммерческая организация? Она-то уж точно не обязана, вместе с полицией осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Впрочем, об оперативно-розыскной деятельности, в связи с направлением запросов о предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности, мы еще поговорим.

И, наконец, в п.10 ч.1 ст.13, корреспондирующимся с п.10 ч.1 ст.12, говорится о правах полиции при осуществлении оперативно-розыскных мероприятиях, в частности, дающее право производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия.

И вот теперь пришло самое время коснуться некотрых правовых основ оперативно-розыскной деятельности, тем более, что на статьи ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» имеется ссылка и в тексте рассматриваемого запроса.

В рассматриваемом запросе имеется ссылка на ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в которой указаны основания для проведения оперативно розыскных действий.

Вот эти основания:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

А теперь попробуем эти основания «спроецировать» на наш запрос. Не получается – нет такого основания.

Забегая вперед, скажу – направление таких запросов вообще не имеет никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности, хотя бы потому, что такого оперативно-розыскного мероприятия, как «направление запроса», в ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» нет, при том, что приведенный в ней, что перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим.

Однако, на практике, встречаются случаи, когда не владеющего тонкостями юридической казуистики предпринимателя начинают пугать, что, дескать, если он не своевременно ответит на направленный запрос, или вообще его проигнорирует, то согласно ч.5 ст.15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», он будет привлечен к ответственности.

Во-первых, в ст.15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится о правах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность – о праве направлять запросы для получение информации в этой статье нет ни слова; кроме того, в ней говорится о праве проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в уже упоминавшейся ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к коим, опять таки, как это сказано выше, направление запросов на получение информации не относится.

Угроза привлечения предпринимателя по ст. 19.3 КОАП РФ, в случае не предоставления им истребуемой информации, носит больше характер психологического давления с использованием правовой неосведомленности — непредставление или несвоевременное представление в государственный орган запрашиваемой информации содержит состав иного административного правонарушения, а именно – ст. 19.7 КОАП РФ, ответственность за данное административное правонарушение предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

И, наконец, немного коснемся содержания требуемой информации, в частности, требования о предоставлении оборотно-сальдовой ведомости по счету 76.

Не знаю, глубину познаний автора этого запроса в бухгалтерском учете, но рискну предположить, что этих знаний явно не хватает для того, чтобы понять – без указания, о каких, собственно говоря, договорах идет речь, предоставить такую информацию просто невозможно ― сальдовая ведомость по счету 76 дает представление о состоянии расчетов по отдельно взятым договорам, в том числе, для упрощения анализа взаиморасчетов с прочими контрагентами допускается использование различных субсчетов, в том числе счет 76.05 или 76.09 (счет для взаиморасчетов с иными контрагентами).

После того, как мной, на этот запрос был подготовлен ответ, с повторными запросами к этому предпринимателю полицейские более не обращались.

Впрочем, любой законопослушный и готовый отстаивать свои законные права предприниматель и сам сможет подготовить достойный ответ на такой запрос, если, во-первых, не «впадет в ступор» от вида казенной бумаги; во-вторых, проанализирует обоснованность предъявленных к нему требований.

Надеюсь, что данная публикация, хотя бы отчасти, поможет ему в этом.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх